Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Причины и классификация нарушения зрения. Понятие коммуникативных навыков и их возрастные особенности у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста. Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у школьников с нарушением зрения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

Курсовая работа

По специальности 050716 «Специальная психология»

Исполнитель

Тимошкова Анна Сергеевна

студентка 3 курса очного отделения

Научный руководитель

Алексеев О.Л.,

д.п.н., профессор

Екатеринбург 2011г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности нарушения зрения

1.1 Причины нарушения зрения

1.2 Классификация нарушений зрения

Глава 2. Характеристика коммуникативных навыков младших школьников и их особенности при нарушениях зрения

2.1 Понятие о коммуникативных навыках

2.2 Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возраст

2.3 Затруднения в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

Глава 3.Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

3.1 Принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения

3.2 Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования

В области специального образования очень остро стоит проблема интеграции и социальной адаптации. Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения.

Исследование роли и функций общения детей с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на ранних стадиях развития. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. Заорска, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.). В этой связи актуальным является анализ особенностей формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрениями, поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его общения с окружающим миром.

Объект исследования -- коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения.

Предмет - формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения.

Цель исследования - выявить особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения.

Задачи:

1. Изучить особенности нарушений зрения, их причины и классификацию

2. Охарактеризовать понятие коммуникативных навыков и их возрастные особенности у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста

3. Проанализировать затруднения в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

4. Изучить принципы, средства и методы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.

Глава 1. Особенности нарушения зрения

1.1 Причины нарушения зрения

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88 % случаев слепота имеют врожденный характер и более 30 % из них -- наследственные формы. При этом четко прослеживается возрастание врожденных аномалий органа зрения.

Врожденная зрительная патология отмечается в 1964г. - в 60,9% случаев нарушений зрения, в 1979 г в исследованиях А.И.Каплан -- в 75%, в 1991 г по данным Л. И. Кирилловой -- в 91,3%, в 1992 г по данным А.В.Хватовой -- в 92% случаев у слабовидящих и 88 % -- у слепых, в исследованиях И.Л. Ферфильфайн с соавторами процент таких случаев составил 84,2% [6].

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % из них имеет наследственный характер (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).

В исследованиях Л.И.Кирилловой [7] на основании клинической картины выявлены наследственные формы патологии. Отмечают: наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока -- врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки -- дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки -- аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия.

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения в результате воздействия внешних и внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития плода. Это патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и т.д.

Тесная связь, которая существует между нарушениями ЦНС и развитием глаза плода в ранние периоды беременности, возможно, указывает на общие причины нарушений деятельности мозга и заболеваний глаз. Часто наблюдаются случаи, когда основные первичные изменения в зрительной системе сопровождаются вторичной глаукомой, дегенерацией сетчатки, микрокорниа, сочетаются с нарушениями деятельности ЦНС. Причинами таких нарушений может быть врожденная патология и действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве.

Таким образом, очевидно, что «аномальные факторы», определяющие психическое развитие детей с нарушением зрения, входят в объем понятия «биологические факторы» и определяют совместно с социальными ход развития слепых и слабовидящих детей.

1.2 Классификация нарушений зрения

В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).

В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

слепые -- это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения -- 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции -- очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

абсолютно, или тотально, слепые -- дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

частично, или парциально, слепые -- дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

слабовидящие -- дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

слепорожденные -- это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие -- дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глава 2. Характеристика коммуникативных навыков младших школьников и их особенности при нарушениях зрения

2.1 Понятие о коммуникативных навыках

В психологической литературе коммуникативная деятельность понимается как общение. Исходя из общепсихологической концепции деятельности, общение можно определить как коммуникативную деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено н...

Другие файлы:

Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности
Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Условия формирования коммуникативных навыков младш...

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка
Роль уроков иностранного языка в становлении коммуникативных качеств у младших школьников. Анализ опыта работы учителя Малькевич С.В. в формировании к...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Актуальность исследования темы. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социаль...

Игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1-го класса во внеклассной работе
Проблема формирования коммуникативных навыков личности и привлечения к культурным ценностям социума. Психолого-педагогические особенности навыков обще...

Формирование познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта. Практическая экспериментальная работа по реализации развития позна...