Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Условия формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушением слуха. Методы и приемы, используемые для формирования коммуникативных умений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет: специального образования

Специальность: Сурдопедагогика. Дошкольное образование

Кафедра: сурдопедагогики

Курсовая работа

Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности

Автор работы студент 44 группы,

заочной формы получения

образования ____________ Марасина Светлана Владимировна

Научный руководитель,

доцент, к.ф.-м.н. ______________ Л. В. Михайловская

Минск, 2014

Оглавление

Введение

1. Теоретические подходы к формированию коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха.

1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

1.2 Условия формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушением слуха

2. Основные методические пути организации внеклассной работы по формированию коммуникативной деятельности младших школьников с нарушенным слухом.

2.1 Методы и приемы, используемые для формирования коммуникативных умений у младших школьников с нарушением слуха

2.2 Организация занятий для младших школьников с нарушением слуха во внеурочное время

3. Исследование Коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха во внеурочное время.

3.1 Методика изучения коммуникативной деятельности младших школьников с нарушением слуха во внеурочное время

Заключение

Библиографический список

Введение

Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушением слуха происходит в процессе общения в коллективе, с семьей, со сверстниками и т.д.

Общение, являясь одной из основных категорий психологии и педагогики, рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате коммуникации, взаимодействия, общения с другими людьми. Взрослый вступает в общение как личность и нуждается в другой личности - партнере по общению.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Изменения, происходящие в современном мире связанные с превращением индустриального общества в информационно-коммуникативное, способствуют распространению коммуникации на все сферы общества. На первый план выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия и реализации своей личности.

Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. В общении развиваются сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.

Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.

В курсовой работе будут рассматриваться основные условия и подходы к организации процесса формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушением слуха во внеурочное время.

Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами. Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, приложив к этому определенные усилия.

Специальной педагогикой и психологией накоплен значительный опыт формирования коммуникативных умений и навыков у детей с нарушенным слухом (P.M. Боскис, Л.П. Носкова, Е.Ф. Pay и др.). Обучение языку детей с нарушениями слуха в отечественной сурдопедагогике осуществляется в условиях коммуникативно-деятельностной системы (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова и др.). Она позволяет осуществлять работу по овладению ребенком с нарушением слуха речью по принципу речевого общения, на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка.

Обучение детей с нарушением слуха языку в условиях коммуникативной системы - это обучение речевой деятельности разных видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, слушания на всех уроках и в ходе всего учебно - воспитательного процесса.

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть основные методические пути организации внеклассной работы по формированию коммуникативной деятельности младших школьников с нарушенным слухом, определить условия формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушением слуха, а так же рассмотреть методы и приемы, используемые для формирования коммуникативных умений у младших школьников с нарушением слуха.

1. Теоретические подходы к формированию коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха

1.1 Психолого-педагогические особенности развития слабослышащих детей младшего школьного возраста

При рассмотрении вопроса о психическом развитии ребенка с нарушениями слуха следует исходить из того, что он подвергается воздействию того общества, в котором живет, впитывает социальный опыт той действительности, которая его окружает. Это говорит об общих тенденциях в развитии нормального и аномального ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития -- естественный и культурный -- совпадают и сливаются один с другим... у дефективного ребенка такого слияния не наблюдается» [ 1, с. 45 ]. У нормально развивающегося ребенка усвоение общественного опыта, «врастание в цивилизацию» происходит поступательно, по мере физического и органического развития. В качестве примера такого слияния органического и культурного плана развития Л. С. Выготский приводит развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок овладевает языком, если его мозг и речевой аппарат развиваются нормально в благоприятных социальных условиях. Дефект вызывает выпадение отдельных функций, что влечет за собой отклонения в протекании нормального биологического процесса. Так, при нарушении тех или иных анализаторов приток разного рода информации может быть значительно ограничен, что создает необычные условия для жизни. Л. С. Выготский характеризует ребенка, развитие которого осложнено дефектом, не как менее развитого по сравнению с нормальным ребенком, а как несколько по-другому развитого и приводит такое сравнение: «Как ребенок на каждой ступени развития, в каждой его фазе представляет качественное своеобразие, специфическую структуру организма и личности, так точно дефективный ребенок представляет качественно отличный, своеобразный тип развития». Говоря о ребенке с нарушениями слуха, Л.С. Выготский отмечает, что все культурное развитие такого ребенка будет протекать по иному руслу, чем нормального, и качественный характер развития в обоих планах будет существенно различным, так как дефект создает одни затруднения для органического развития, а другие -- для культурного. В связи с этим часто нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка» [ 2,с.17 ].

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим ученикам эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

При нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность, что проявляется в недоразвитии логических понятий, нарушениях отображения и обобщения действительности в форме абстракции.

Рассмотрим, как общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов.

В младшем школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребенок не может заниматься каким-л...

Другие файлы:

Развитие речи младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности
Понятие и характеристика видов речи. Определение особенностей развития речи детей с нарушением слуха. Описание речевой среды как важного условия актив...

Возможности игр в развитии коммуникативных умений младших школьников
Проблема использования игр в развитии коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Анализ опыта учителей начальн...

Особенности организации коллективных творческих дел как средств формирования коммуникативных умений у младших школьников
Коллективное творческое дело: структура, виды, особенности поведения. Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у младших школьников...

Особенности ролевого поведения младших школьников с нарушением слуха
Психолого-педагогические основы игровой деятельности; социальная природа детской игры, закономерности овладения ею нормально развивающимися детьми. Ос...

Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Особенности формирования познавательных способностей в младшем школьном возрасте и раскрытие содержания внеурочной деятельности младших школьников. Ра...