Специфика невербальной коммуникации в межкультурном общении
Краткое сожержание материала:
Размещено на
РЕФЕРАТ
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, СПЕЦИФИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ, КИНЕСИКА, ТАКЕСИКА, СЕНСОРИКА, ПРОКСЕМИКА, ХРОНЕМИКА
Данная курсовая работа посвящена исследованию невербальной коммуникации, как средство межкультурного общения, и выявлению сходств и различий между одними и теми же элементами невербальной коммуникации в разных странах мира.
Цель работы ? выявить специфику невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения.
Теоретическую основу исследования составляют труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области межкультурной коммуникации.
В ходе выполнения настоящей курсовой работы были приведены примеры использования элементов невербальной коммуникации в зависимости от культурной принадлежности коммуникантов, было проведено сравнение значений элементов невербальной коммуникации. В результате исследования было выяснено, что все элементы невербальной коммуникации культурно обусловлены, и что неправильное толкование некоторых жестов может привести к недоразумениям, особенно если не учитывать национальные особенности жестикулирующего собеседника.
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем - это язык телодвижений, который мы используем каждый день. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.
Без сомнения, знать язык своего партнера по коммуникации необходимо, но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35 % передаваемой информации. Остальные 65 % составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.
Прочтение любых элементов невербальной коммуникации (жестов, мимики, позы, одежды, прически) способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми разных культур, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для профессии переводчика это важно вдвойне, так как мы должны не только переводить иностранную речь, но и уметь понимать чувства и эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова.
Цель данной курсовой работы - выявить специфику невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения.
Объект исследования - невербальная коммуникация.
Предмет исследования - специфика невербальной коммуникации в межкультурном общении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- дать определение понятию «невербальная коммуникация»;
- выяснить в чем заключается специфика невербальной коммуникации;
- определить роль невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения;
- выявить основные невербальные элементы коммуникации и дать им характеристику;
- провести сопоставительный анализ невербальных средств общения в разных странах.
В данной курсовой работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы;
- сравнительно - сопоставительный анализ таких элементов невербальной коммуникации как жесты, на примере различных стран.
Научная новизна заключается в том, что в данной работе определяются сходства и различия невербальных средств коммуникации в зависимости от культурной принадлежности собеседников и от определенной ситуации межкультурного общения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят определенный вклад в развитие межкультурного общения и помогают коммуникантам лучше понять друг друга, и тем самым достигнуть положительных результатов коммуникации.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования примеров межкультурной невербальной коммуникации на занятиях по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Практикум по межкультурной коммуникации».
1. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ и ее специфика
1.1 Специфика невербальной коммуникации
Исследования процесса коммуникации показывают, что речевое (вербальное) общение является основным видом человеческой коммуникации [13, стр. 164]. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [6, c.132]. Но эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 70 % информации своим собеседникам [13, c.165]. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид коммуникации, получивший название невербальной коммуникации.
Невербальное общение - наиболее древняя форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальное общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Так что же такое невербальная коммуникация?
А.П. Садохин под невербальной коммуникацией в науке понимает совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения.[13, с. 165]
М.С. Андрианов дает следующее определение: «Невербальная коммуникация - это совокупность неречевых коммуникативных средств - система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точностью и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людей друг друга» [3, с. 12].
Ю.П. Тен в своем учебнике «Культорология и межкультурная коммуникация» использует следующее определение невербальной коммуникации: «система символов, знаков и жестов, заключающих в себе определенные сообщения с высокой степенью точности, которая используется и развивается в целях коммуникации членами данной культуры» [16, с. 137-138].
Как мы можем видеть, что, не смотря на различные интерпретации определения невербальной коммуникации, у всех определений есть сходство. Все авторы определяют невербальную коммуникацию как систему, или совокупность, неязыковых, неречевых средств (символов, знаков жестов), используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения. Также М.С. Андрианов и Ю.П. Тен уточняют тот факт, что невербальная коммуникация, как система неязыковых средств, используется для передачи сообщений с наибольшей точностью, что помогает коммуникантам лучше понять друг друга. В данной работе мы будем придерживаться определения М.С. Андрианова, так как, на наш взгляд, именно этот автор дает наиболее полное и точное определение невербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношений, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.
На протяжении всей своей эволюции человек применял жесты, понимая и оценивая эмоциональное состояние соплеменников по движениям их тела, рук и ног. Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Они имеют культурную природу, они осваиваются и передаются путем научения. Те жесты, которые универсальны, то есть встречаются у представителей всех культур, являются типичными для человека как вида и, скорее всего, имеют древнее происхождение. Ряд универсальных жестов, наравне с улыбкой, смехом и некоторыми другими мимическими выражениями, могут считаться свидетельством эволюционного родства человека с африканскими человеко...
Особенности невербальной коммуникации в американской и русской культурах
Национально-культурная специфика вербального и невербального компонентов коммуникаций. Перевод и посредничество при межкультурной коммуникации, различ...
Особенности невербальной коммуникации в деятельности PR-специалиста
Классификация социальной коммуникации по характеру аудитории, источнику сообщения и каналу передачи. Основные функции Public Relations (PR). Структура...
Анализ связи вербальных и невербальных средств общения на примере эмоции "страх"
Понятие и сущность вербальной коммуникации, ее устно- и письменно-речевые свойства и средства. Слушание как средство вербальной коммуникации. Роль нев...
Основные элементы и специфика невербальной коммуникации в деловой разговорной практике
Значение невербальных средств общения в деловой разговорной практике. Сущность и структура невербальной коммуникации. Анализ невербальных средств в де...
Знаки невербальной коммуникации в коммуникационных технологиях
Теоретические аспекты особенностей знаков невербальной коммуникации. Роль мимики и жестов в процессе передачи информации. Проксемические особенности и...