Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ связи вербальных и невербальных средств общения на примере эмоции "страх"

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие и сущность вербальной коммуникации, ее устно- и письменно-речевые свойства и средства. Слушание как средство вербальной коммуникации. Роль невербальной коммуникации в общении: интонация и межнациональные различия. Анализ анкетных данных.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

коммуникация невербальный речевой устный

Общение - это неотъемлемая часть жизни людей. В последние десятилетие общение стало объектом исследования многих учёных как в России, так и за рубежом. Их интерес к вербальной и невербальной коммуникации обусловлен тем, что важность той и другой очень разная - невербальный канал коммуникации является доминирующим, а это значит, что из двух, он представляет наибольшую ценность для исследований.

Невербальная коммуникация может усиливать, дополнять или заменять вербальную, а может и ослаблять и противоречить ей. Невербальная коммуникация проходит бессознательно. Именно это делает привлекательным возможность её подробного изучения, освоения и контроля над ней.

На материале исследований в этой области создаются научно-популярные труды в форме руководств по поведению в тех или иных ситуациях, советов по общению с публикой, манипулированию сознанием, опознаванию лжи и т.д. Эти труды свободно реализуются в книжных магазинах и сети интернет. Свободный доступ к такой литературе и большой интерес к ней делают данную тему ещё актуальней.

Большое внимание данному вопросу уделяет психология, так как жесты, мимика и позы - точно показывают внутреннее состояние человека, его мысли, эмоции и желания.

Научная новизна работы состоит:

- в выборе предмета исследования;

- в выборе материала исследования;

- в применении в работе объективного и субъективного подходов к исследованию.

Цель дипломной работы - доказательство большей роли невербального канала в общении; доказательство связи определённых эмоций с определёнными невербальными сообщениями (индикаторами).

В соответствии с поставленной задачей сформулированы и решаются следующие задачи:

1. Истолковать значение вербального канала коммуникации в общении.

2. Описать картину современного состояния теории вербальной и невербальной коммуникации.

3. Описать виды невербальных сообщений в разных компонентах невербальной коммуникации.

4. Провести исследование и анализ поведения человека, испытывающего определённую эмоцию (страх).

Материалом исследования является игра актёра Брайана Крэнстона в американском художественном многосерийном фильме «Во все тяжкие». Общий объём аудио- и видеоряда 34 минуты. Узкий корпус исследования составляет 11 минут.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование может способствовать дальнейшему развитию теории вербальной и невербальной коммуникации.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате анализа данные можно использовать в специальных курсах по психолингвистике, теории межкультурной коммуникации или в научно-популярных трудах в данной сфере.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов на студенческих научных конференциях, проводимых во Владимирском государственном университете и в Ивановском государственном университете в 2013, 2014 гг. В 2014 г. по материалам работы были опубликованы тезисы в сборнике студенческих научных работ ВлГУ и ИвГУ.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность и научная новизна темы исследования, указаны цель, задачи и предмет исследования.

В первой главе рассматриваются вопросы вербального канала коммуникации.

Во второй главе рассматриваются вопросы невербального канала коммуникации и его компонентов - интонации и мимики и жестов.

В третьей главе проводится анализ невербальных сообщений-индикаторов эмоции «страх» и описание эксперимента по их восприятию аудитивно и визуально.

1. Роль вербальной коммуникации в общении

1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.) [Арутюнова 1999: 424].

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

Каждое высказывание в процессе коммуникации выполняет ту или иную функцию (установление контакта, привлечение внимания, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые называются функциями речи.

Обычно выделяют следующие функции речи:

1) коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация - представление, изображение), которая является доминирующей;

2) аппелятивная (аппеляция - призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и звательной форме;

3) экспрессивная, с которой достигается выразительность речи;

4) фатическая, т.е. контактоустанавливающая. Затрагивает область речевого этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;

5) метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом;

6) волюнтативная, т.е. функция волеизъявления [Степанов 1997: 117].

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Доминирующей функцией речи является коммуникативная функция, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс можно рассматривать как обмен информацией между людьми, а его целью считается осознание и понимание передаваемой и получаемой информации. Информация, содержащаяся в речи, определяется как вербализованная передача уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.

Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения - это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование - как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения.

Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматриваемой модели вербальной коммуникации. В данном случае искажения могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвистическими и акустико-произносительными причинами или графическим обликом сообщения в письменной речи. Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены запасом знаний получателя сообщения. Также психологи замечают, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида и не воспринимают то, что противоречит взглядам и убеждениям человека. Чтобы придать сообщению помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и корректировки наших представлений. Подсчитано, что избыточность должна составлять от 50 до 95% запаса знаний в рассматриваемой области [Жаботинская 1999: 15].

Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации информативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержательного характера определяется ее новизной и неожиданностью.

Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника.

По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:

а) изменения в знаниях получателя;

б) изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

Другие файлы:

Социальная психология отношений и общения
Изучение понятия и видов социальных отношений. Особенности правовых, экономических, производственных, нравственных, этических, политических и религиоз...

Коммуникации и этика в организации
Понятие, сущность, виды, особенности и способы организации информационных потоков. Общая характеристика вербальных и невербальных средств общения. Спе...

Основные элементы и специфика невербальной коммуникации в деловой разговорной практике
Значение невербальных средств общения в деловой разговорной практике. Сущность и структура невербальной коммуникации. Анализ невербальных средств в де...

Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми
Выявление патопсихологической роли дефицита невербальных средств общения в возникновении речевых и психических расстройств ребенка. Разработка основны...

Коммуникации в управлении
Коммуникативная составляющая общения. Формирование деловой культуры в западных странах и в России. Особенности вербальных и невербальных межличностног...