Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Социоэмоциональное взаимодействие

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Социоэмоциональное взаимодействие: сущность и структурно-функциональная организация. Содержательный анализ трех компонентов межличностного взаимодействия. Понятие и виды эмоционального отклика. Развитие эгоцентрических и альтруистических мотивов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Проблема взаимодействия является одной из наиболее разрабатываемых как в философии, так и в психологии. В самом общем виде взаимодействие в психологии определяется как «процесс непосредственного или опосредованного» воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Процесс взаимодействия между людьми в зарубежной психологии рассматривается с различных позиций. Ряд ученых считает, что отношения между людьми, в частности отношения симпатии и антипатии, детерминированы лишь личностными особенностями и качествами, которые признаются врожденными (микросоциологическая школа). Близка к этой точке зрения и психоаналитическая концепция, под влиянием которой взаимодействия между людьми рассматриваются в первую очередь как эмоционально-конфликтные (К.Ейслер, Х.Когут, А.Фрейд, Х.Хартман).

СОЦИОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В противоположность этой позиции бихевиористы придают большое значение исполнительской деятельности в процессе взаимодействия людей и выводят на первый план внешние аспекты поведения.

В гуманистической теории также рассматривался вопрос взаимодействия людей. Представители этого направления (Т.С.Раиспапг, С.А.Бшпав) признают, что потребности высокого уровня могут быть реализованы с помощью и посредством других человеческих существ: самоактуализирующаяся личность вовлекается в причинные связи и отношения. Во многих отечественных психологических исследованиях проблема взаимодействия сопряжена с проблемами общения, коммуникации, взаимоотношений. Существенное влияние на современные исследования в этой области оказали работы Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева; в социальной психологии - А.А.Бодалева, Е.С.Кузьмина, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Обозова; в возрастной и педагогической психологии -Я.Л.Коломенского, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной.

Прежде всего в этих исследованиях отмечается необходимость разведения понятий «отношения», в частности «взаимоотношения» и «общение», с помощью которых описываются основные стороны межличностного взаимодействия (Г.М.Андреева, Я.Л.Коломенский, Е.С.Кузьмин, М.И.Лисина, Н.Н.Обозов и др.). В.Н.Мясищев обосновывал это тем, что общение и отношения имеют различную природу и могут быть дифференцированы по своим функциональным характеристикам. Далее автор разграничивает понятия отношения и общение, определяет место каждого из них как производящего и производного. «Взаимоотношение является внутренней личностной основой общения, а последнее - реализацией или следствием и выражением первого». Также В.Н.Мясищев конкретизирует взаимосвязь понятий общение и взаимоотношения, говоря о том, что «в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным и отрицательным характером. Общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер его, активность, размеры, определяются отношением».

А.Г.Ковалев выделяет внешние и внутренние характеристики данных понятий: «Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь. Отношение и взаимоотношения - стороны общения... Взаимоотношения реализуются в общении и через общение. В то же время взаимоотношения накладывают печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего».

Я.Л.Коломенский различает общение и отношение как соответственно внешнюю и внутреннюю стороны межличностного взаимодействия: «Внешняя, видимая сторона - процесс общения как серия речевых и неречевых действий; внутренняя, невидимая - потребность, мотивы, интересы, чувства - все это то, что заставляет людей общаться и ради чего они это делают».

В центре рассмотренных определений выделена взаимообусловленность общения и отношения. Кроме того, как подчеркивает Т.А.Репина, «в отдельных случаях, когда отношения не носят действенного характера, они ограничиваются сферой только скрытых переживаний. Несмотря на то, что межличностные отношения являются, актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире».

Недаром в структуре взаимодействия-общения среди трех основных составляющих выделяют эмоциональный компонент. Так, А.А.Бодалев (2009) выделяет праксический, аффективный, гностический; Б.Ф.Ломов (2009) -регулятивный, аффективный, информационный; Я.Л.Коломенский (2009), Н.Н.Обозов (2009) - поведенческий, аффективный, когнитивный; Л.П.Буева (2008) выделяет рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние в общении. Характерно то, что во всех указанных структурах взаимодействия эмоциональный компонент является обязательным. Он включает все то, что связано с состояниями. Г.М.Андреева (2007) считает, что в становлении межличностных отношений лежит прежде всего эмоциональная основа.

При содержательном анализе трех компонентов межличностного взаимодействия можно обнаружить одно четкое совпадение. Все исследователи согласны в обозначении аффективного компонента взаимодействия людей. В межличностных взаимоотношениях он является ведущим, определяя особенности восприятия и понимания человека человеком, регулируя характер поведения между партнерами. Совпадение оценок, мнений, социальных установок и «Я» - концепций особенно сказывается на взаимных симпатиях на первых этапах взаимодействия.

В том случае, когда симпатия и притяжение достигают максимального своего значения и совпадают, в отличие от ситуации однонаправленного отношения к популярной личности, связывая субъектов общения, взаимодействия, нужно уже говорить о межличностной привлекательности. Межличностная привлекательность может приобретать устойчивый характер связи между субъектами, что постепенно переходит в их взаимную привязанность (субъективную взаимозависимость). Межличностная взаимная привязанность предполагает включение мотивационных структур личности. Более того, межличностная привлекательность и межличностная привязанность преобразуют мотивы взаимоотношений между людьми. Взаимные симпатии и антипатии несут не только эмоциональную нагрузку в возникающих межличностных отношениях, но и выполняют регулятивную функцию в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В.Н.Мясищев, рассматривая взаимоотношения как атрибут информационного и предметного взаимодействия - общения, также указывал на то, что межличностные отношения сопровождаются обменом эмоциональных состояний, благодаря которым возникают и устанавливаются эмоциональные контакты, возникает удовлетворенность от самого взаимодействия.

Эмоциональный отклик

межличностное взаимодействие эмоциональный

Социоэмоциональное взаимодействие рассматривается нами как целостный процесс, состоящий из двух компонентов: импрессивного (восприятие и понимание эмоциональных состояний) и аффективного эмпатического отклика как аффективного понимания эмоционального состояния другого.

Восприятие и понимание людьми друг друга, взаимопонимание и поведение их могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности-неудовлетворенности - основной критерий оценки межличностных отношений.

Эмоциональный отклик по своему характеру может быть представлен как отдельной эмоциональной реакцией, так и устойчивым чувственным образованием. В.К.Вилюнас (2009) подчеркивает, что важнейшей детерминантой эмоционального поведения является взаимосвязанность эмоциональных реакций, их способность изменяться и порождать друг друга, по мере того как этого требуют изменяющиеся условия.

Подчиненность этого процесса определенным закономерностям позволяет выделить в нем динамическую, процессуальную сторону. В нашем исследовании это выражается в различных видах эмпатического отклика:

а) сопереживание (переживание эмоциональных состояний другого как своих собственных);

б) сочувствие как понимание и переживание субъектом собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого;

в) содействие как стремление оказать действенную помощь.
Правомерность выделения этих компонентов эмпатического отклика в

определенной степени подтверждается другими авторами. Так, в частности, К.Роджерс (2008) выделяет эмоциональную, когнитивную и гуманистическую эмпатию.

Основанием для данного разделения эмоциональных состояний является понимание эмпатического отклика как процесса формирования мотивации в пользу другого, который характеризуется тем, что эмоциональное состояние другого человека порождает непосредственное переживание эмоциональных состояний другого как своих собственных (сопереживание). Далее происходит «переключение» эмоционального переживания с некоторого эмоциогенного воздействия на его причину, появляется потребность осознать свои чувства, содержание своего переживания, своего отношения к объекту эмпатии (сочувствие), а затем - рассмотрение ситуации в перспективе её развития и значения для другого, появление потребности в благополучии другого, поиск способов выхода из ситуации на основе нравственного знания и осмысления собственного опыта (содействие). И только после этого формируется поведенческий компонент, реальное содействие. Мы придерживаемся позиции Л.П.Стрелковой, которая утверждает, что только полный эмпатийный процесс приводит к альтруистическому результату.

Определенное нами содержание понятия «эмпатический отклик» соответствует представлениям С.Л.Рубинштейна о процессуальной стороне эмоционального поведения. Он считал, что реальная эмоция как единство аффективного и интеллектуального включает в себя в той или иной мере и «волевые»...

Другие файлы:

Взаимодействие бета-частиц с веществом
Взаимодействие заряженных частиц и со средой. Детектирование. Определение граничной энергии бета-спектра методом поглощения. Взаимодействие заряженных...

Шанхайская организация сотрудничества и региональное взаимодействие между странами-членами
Взаимодействие стран ШОС по вопросам безопасности в аспектах военно-политического сотрудничества, экономического взаимодействия и развития коммуникаци...

Психодрама (Я.Л.Морено)
Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности...

Взаимодействие 1,3-дегидроадамантана с бромистым и хлористым аллилами
Методы получения целевого продукта: бром-, хлор- и фторпроизводные адамантана, дегидрофторирование, взаимодействие с галогеналкилами и пропиленом. Пол...

Фундаментальные физические взаимодействия
Понятие фундаментального физического взаимодействия. Гравитация, электромагнетизм, слабое взаимодействие, сильное взаимодействие. Ньютоновская теория...