Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Смерть как базовая данность гуманистической психологии

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ взглядов психологов относительно феномена смерти. Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти. Выявление тревожного, угнетенного настроения и присутствия страха при мысли о смерти в более поздние десятилетия жизни человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Размещено на http:///

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»

Институт профессионального образования и информационных технологий

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Смерть как базовая данность гуманистической психологии»

Выполнил: Саляхова К.Р.

Руководитель: Гаранькова И.Ю.

Уфа 2009

Оглавление

Введение

Глава 1. О сущности смерти

1.1 Что означает смерть

1.2 Основные направления в изучении смерти

1.3 Страх смерти

Глава 2. Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Возрастной аспект отношения к смерти

2.3 Сравнение психологического отношения к смерти в возрастных группах

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

«Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают, животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать - она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос времени».[ 22С.3]

Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Понятие смерти чрезвычайно приватное, ведь за меня никто не умрет. Смерть является источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить.

Оказывается для того, чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать ее, и это «познание» само приоткроет истинный смысл смерти.

Жизнь и смерть неразделимы; они- две стороны одной медали. Смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять смерть. Однако, понять смерть можно, отказавшись признавать эго центром нашей жизни. Смерть - единственное, что в жизни гарантировано.

Эта абсолютная, горькая и неизбежная правда, наилучшим образом находит свое выражение в латинском изречении “Mors serta, hora inserta” («Самое определенное в жизни-смерть, самое неопределенное ее час»). [1С.503]. И действительно все мы знаем. что смерть неизбежна, но загадка смерти, кошмар смертного конца, венчающего человеческую жизнь, всегда преследующий человека, кажется непостижимым. В последнее время ученые разных направлений объединили свои усилия для того, чтобы выработать определенную точку к феномену смерти, склоняясь к поддержке существующей с давних времен теории о посмертном возрождении человека, о существовании души за порогом времени и пространства. Религия давно уже утвердительно ответила на вопрос о том, что жизнь продолжается и за ее порогом. Наука же категорически это отрицала. Но многие ученые собирали свидетельства о том, что во Вселенной жизнь, а не смерть является главным элементом. Появились гипотезы о существовании параллельных миров, миров, существующих над нашим и среди нашего мира. Дело в том, что до сих пор человеческое сознание не рассматривалось как составная часть картины физического мира. Но сейчас появились утверждения, что те, кто пересек порог, продолжают существовать и обитают на более высоком уровне, чем мы, и их знания шире наших. Ученые признали существование души, некой сущности, субстанции, называемой как угодно--духом, информационным полем, тонкой энергией,--которая не умирает вместе с телом, а способна переходить в другое состояние, другую энергию.

Как видно, проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть. Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята мной в этой работе.

Степень разработанности проблемы:

С момента появления мира и зарождения жизни на земле ученые, мыслители, художники, писатели, все человечество и каждый из нас в отдельности думали и думают по сей день над проблемой смерти, пытаясь разрешить вопросы связанные с ее тайнами. Платон, Аристотель, Эпикур и Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Юнг и Адлер.[28] Невозможно здесь изложить полный список психологов, философов, медиков и др., а также их взглядов относительно феномена смерти. Некоторые из них будут изложены нами ниже.

Здесь же хотелось бы задержаться на работах Р. Моуди «Жизнь после смерти»[20] и Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»[16]. Оба являются врачами занимающимися феноменом смерти. Только Р. Моуди работал со случаями, которые четко можно разделить на 3 категории:

· Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы;

· Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти;

· Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом.

Работа Элизабет Кюблер-Росс заключалась в наблюдение за людьми перед смертью. Ее целью было выявить то общее и различное, что испытывают люди находящиеся у «порога вечности».

Объект исследования: В качестве объекта нашего исследования выступили жители города Уфа в возрасте от 18 до 60 лет.

Предмет исследования: Предметом нашего исследования явилось наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных особенностей, как тревожность, угнетенное настроение, страх, а также частота думанья при мысли о смерти.

Гипотеза: Страх, тревога и озабоченность проблемой смерти возникает у людей в более поздние десятилетия жизненного пути.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных состояний, как страх, тревога, угнетенное настроение при мысли о смерти в тот или иной возрастной период жизни.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ научной литературы посвященной изучению смерти.

2. С помощью набора психологических тестов изучить эмоциональное состояние людей относительно смерти.

3. Обработка и интерпретация собранного фактического материала.

Методы исследования: беседа, цветовой личностный тест М. Люшера, тест «Рисование смерти», психологический тест - опросник, первичная статистическая обработка полученных данных. Исследование сновидений

Глава 1. О сущности смерти

1.1 Что означает смерть

«Смерть -- источник наших побуждений, стремлений и свершений, сказал один психолог. Фрейд и Юнг утверждали, что днем и ночью, спим мы или бодрствуем, нет минуты, чтобы в нашем подсознании не было мысли о смерти, а один из мыслителей сказал, что «нет ничего такого, что так побуждало бы мыслить, как мысль о том, что всем нашим мыслям придет конец»[23С.214].

Смерть- это гибель, конец жизни. А где эта граница между жизнью и смертью, что считать ее критерием? Каковы признаки смерти, каковы древнейшие представления касательно смерти, которые прежде казались наивными, но приобрели теперь, когда к ним стали относиться более серьезно, глубочайший смысл, как складывалось и изменялось мнение людей относительно смерти на протяжении развития человечества.

Современный исследователь доктор Элизабет Кюблер-Росс (США), рассматривающая мир в бинокль Фрейда и Юнга, пишет: "Если мы обернемся назад и обратимся к культурам прошлого, то увидим, что смерть во все века воспринималась человеком как несчастье, и, очевидно, так будет всегда. Для психиатра это совершенно очевидно и, вероятно, может бить лучше объяснено в терминах нашего понимания бессознательной части "я"; для не сознающего разума смерти по отношению к себе самому совершенно немыслима. Для нашего бессознательного немыслимо вообразить реальный конец собственной жизни здесь, на земле, и, если эта наша жизнь должна окончиться, конец всегда связывается с вмешательством злобных сил извне. Говоря просто, в нашем не сознающем разуме мы можем оказаться только убитыми; немыслима смерть от естественных причин или от старости. Поэтому смерть как таковая ассоциируется с пугающим действием, злым деянием.

Кюблер-Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий:

1. Стадия отрицания. Человек отказывается принять возм...

Другие файлы:

Экзистенциальная психология
Книга "Экзистенциальная психология" стала манифестом гуманистической психологии, возникшего в начале 60-х годов в США особого направления современной...

Томский государственный университет Факультет психологии Кафедра социальной и гуманистической психологии Л. В. Шабанов социализация (Учебно-методическое пособие)

Гуманистические теории Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса
Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорт...

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии
Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркего...

Основные положения гуманистической педагогики
Внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Философская концепция гумани...