Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Томский государственный университет Факультет психологии Кафедра социальной и гуманистической психологии Л. В. Шабанов социализация (Учебно-методическое пособие)

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Томский государственный университетФакультет психологииКафедра социальной и гуманистической психологииЛ.В. ШабановСОЦИАЛИЗАЦИЯ(Учебно-методическое пособие)Томск 2006Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н.И. Шевандрин, И.Г. Антипова, 1995). Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (У. Бронфенбреннер, 1976). Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов.Необходимо отметить так же, что социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду (Г.М. Андреева, 1978). Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Ведь, если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».Осуществляя включение индивида в социальные отношения, социализация может изменять, трансформировать психологический фон личности. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие» (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того, предмета или процесса, который он замещает. Например, слово «окно» замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. «расшифровывает» значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.Таким образом, понятия «развитие психики» и «социализация» пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли), и социальное развитие ВПФ.Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством саморазвития и саморазвертывания личности.Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. 1 ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. 2 центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. 3 это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований перед нами встает следующая формула: Личность, к...
Другие файлы:

Министерство общего и профессионального образования россии, новосибирский государственный педагогический университет, аспирантура, кафедра психологии, п

Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993г.
Томский государственный университетЮридический факультетКафедра государственного праваПринцип разделения властей вКонституции РФ 1993г.Курсовая работа...

Проблемы, предмет и методы социальной психологии
История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX — начале XX вв...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. / Саратовский государственный социально-экономический университет

Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет «общая физика» (учебно-методическое пособие)