Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Самооценка, уровень притязаний и социальные статусы в структуре личности младшего школьника

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Общая характеристика младшего школьного возраста, специфика формирования личности у младших школьников. Позиция ребенка и основные мотивации учения. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Характеристика и ключевые особенности общения.
Краткое сожержание материала:

25

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Самооценка, уровень притязаний и социальные статусы в структуре личности младшего школьника

г. Пермь

2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

младший школьник личность мотивация

Введение

I.Общая характеристика младшего школьного возраста

II.Формирование личности в младшем школьном возрасте

III.Позиция школьника и мотивация учения

IV.Особенности самооценки в младшем школьном возрасте

V.Общение и его особенности в младшем школьном возрасте

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы новое поколение соответствовало обществу зрелых социальных отношений, необходимо с первых дней обучения и воспитания ребёнка в школе формировать его как личность.

По определению А.В.Петровского, «личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, который характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности; направленностью интересов, убеждений, идеалов, развитым самосознанием» (11).

Формирование свободной личности с развитым чувством самоуважения и потребностью уважительного отношения к другим должно начинаться с первых дней пребывания ребёнка в школе.

В школу ребёнок приходит в 6 - 7 лет, и учителю важно помочь ему понять свой потенциал. Но сосредотачиваться важно не только на том, к чему ребёнок способен, а обеспечивать развитие способностей на фоне общего развития.

Учитель не всегда ставит перед собой цель оценить то, насколько правильно развивается личность школьника, не нуждается ли она в помощи, чтобы предупредить его развитие по нисходящей линии.

Таким образом, в деятельности школы образовалось определённое противоречие: целью воспитания является всестороннее развитие личности школьника, воспитание у него активной жизненной позиции, а в процессе решения конкретных учебных задач и проведения воспитательной работы не прослеживается изучение развития личности каждого ученика.

Для разрешения возникшего противоречия необходима организация систематической деятельности педагога по изучению личности школьника, которое зависит от очень многих обстоятельств, в частности, в чём именно состоит их влияние, как под воздействием этих обстоятельств развивается неповторимая индивидуальность, даёт возможность правильно подойти к ребёнку, помочь ему в случае необходимости преодолеть те трудности, которые могут у него возникнуть в жизни. Развитие личности необходимо изучать в динамике, и прежде всего изучить характер её отношений с окружающим миром: взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, положение в классном коллективе и собственное отношение к товарищам, самому себе, его отношение к учению, успеваемости и другие.

Современный педагог, обладая психологическим знанием, способен не только выявить характер взаимоотношений в классе, изучить личностные свойства детей, дать им адекватную оценку, но и умело проектировать перспективу развития личности ребёнка в учебной деятельности и его взаимоотношения со сверстниками.

Цель нашей работы: изучить характер взаимосвязей между свойствами личности младшего школьника, самооценкой, уровнем притязаний и его социальным статусом.

Гипотеза: существует связь между социометрическим статусом, самооценкой и личностными качествами учащихся начальных классов.

Задача: изучить особенности личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе.

Объект исследования: особенности личности младших школьников и их социальные статусы.

Предмет исследования: взаимовлияние свойств личности и социального статуса детей младшего школьного возраста.

Актуальность данной работы определяется личностно-субъективным подходом к ребёнку и созданием оптимальных условий для его развития в зависимости от исследуемых свойств.

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребёнка с 6 - 7 до 10 - 11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Наиболее характерной чертой данного периода является то, что дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребёнок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения. Большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако, склонность к возбуждению ещё очень велика, отсюда непосредственность младших школьников. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение. В целом, у детей 7 - 10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов у взрослых людей, и вместе с тем, эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы.

Существенные изменения происходят также в органах и тканях тела, которые повышают физическую выносливость ребёнка. Всё это создаёт благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для обучения ребёнка в школе.

Одной из важнейших особенностей анатомо-физиологического созревания является то, что развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Поэтому дети лучше выполняют размашистые движения, чем те, которые требуют точности. Это необходимо учитывать при обучению детей письму.

С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходят существенные изменения, меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей.

Учебная деятельность, т.е. сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и приобретению навыков, по овладению основами наук, складывается постепенно. Её формирование протекает на протяжении всего периода обучения в младших классах с последующим совершенствованием. Она делает человека всё более способным сознательно управлять своими действиями.

Познавательные способности ребёнка 7 - 10 лет приобретают произвольный характер. Однако внимание детей этого возраста следует также часто переключать с одного вида деятельности на другой. Хотя дети начальных классов могут произвольно регулировать своё поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на малопривлекательной для них и однообразной деятельности, или деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

В отличие от дошкольника младший школьник в своём воображении уже может создавать разнообразные ситуации. Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.

Мышление младшего школьника наглядно-образное. Его мыслительные операции происходят в результате внутренних действий с образами. Он действует в своём воображении.

Речь младшего школьника уже богата не только разнообразием используемых слов, но и осмысленностью того, о чём идёт речь.

Младший школьный возраст - это возраст интеллектуального развития. Интеллект опосредствует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения, происходит развитие познавательных процессов. Всё это должно учитываться при организации педагогической работы в начальных классах.

II.ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В период младшего школьного возраста достаточно заметно происходит формирование личности. Личность - это прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира (10).

Важнейшее условие формирования личности - её участие в деятельности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка. Складываются новые отношения со взрослыми и сверстниками, ребёнок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности...

Другие файлы:

Самооценка и уровень притязаний личности
Общее понятие и виды самооценки. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре самооценки. Уровень притязаний как понятие, введенное К. Левином д...

Изучение личности школьника
Самооценка и уровень притязаний ученицы. Типичные способы реагирования на конфликтные ситуации, происходящие в классе. Общие способности школьника и и...

Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка
Влияние самооценки на социометрический статус личности. Уровень притязаний младшего школьника. Опытно-практическая работа по изучению межличностных вз...

Формирование личностных качеств у младшего школьника
Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследо...

Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний
Самооценка личности подростка как предмет психологии развития, общая характеристика и определение уровня притязаний. Организация, анализ результатов э...