Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Ранняя диагностика развития личности

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей младшего возраста. Совокупность средств исследования особенностей психического развития новорожденных. Научное наблюдение как психодиагностический метод; шкалы Гезелла.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Специальность: Психология

Программированное задание

Вариант №5

Предмет: Психодиагностика

Ранняя диагностика развития личности

Выполнила: Парамонова Н.А.

студентка 1 курса 42У поток

Проверил: Барсуков А.В.

г. Нижний Новгород - 2012 год

1. Ранняя диагностика развития - совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). Ранняя диагностика развития - важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства, незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. С другой стороны, в раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

2. Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т.д.). Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы. Такие методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями в различных сферах психического развития ребенка (сенсомоторики, эмоционального общения, речевого развития и т.д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирование кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в стандартизационной выборке. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития.

3. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Это старейший метод психологической диагностики. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

В нашей стране (в 20.-е гг. XX в.) наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова [13] при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б.М. Теплова, методика психологических наблюдений М.Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается справедливой. Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. М.Я. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны. Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется:

1. постановкой проблемы;

2. выбором ситуаций для наблюдения;

3. определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения;

4. разработанной системой фиксации и записи результатов.

Другими словами, наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений.

Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, -- получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода цель М.Я. Басов называет вообще наблюдать, наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы. Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным. В качестве примера приведем выделенные М.Я. Басовым уровни предметного содержания, которые могут стать целью наблюдения за ребенком. Главная цель -- это исследование личности ребенка во всех ее проявлениях. Эта общая цель может распадаться на несколько частных целей:

1. наблюдение за развитием личности ребенка;

2. наблюдение за его индивидуально-психологическими особенностями;

3. наблюдение за какой-то одной стороной личности ребенка, например за эмоциональной.

Скрининг - психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе. Для скрининга могут выбираться различные критерии, например, распределение испытуемых на группы по диагностическому признаку нормального интеллектуального развития или же отставания от нормы либо вероятного психического заболевания, наличия или отсутствия тех или иных личностных проявлений (напр. выявление лиц с повышенной конфликтностью, тревожностью и т.д.)

Результативность существенно связана с методиками, применяемыми в качестве скрининговых. Основными требованиями к ним являются относительная краткость и простота применения, высокая валидность текущая (диагностическая), обеспечивающая достаточно надежную дифференциацию испытуемых по выбранному критерию. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. психомоторный сенсорный эмоциональный новорожденный

4. Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году - в 3 месяца, начиная с третьего года жизни - раз в полугодие.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

ь Колокольчик с деревянной ручкой.

ь Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

ь Погремушка.

ь Красное кольцо на веревочке

ь Десять деревянных красных кубиков.

ь Чашка из алюминия.

Испытуемыми были 4 мамочки с 4 детьми в возрасте от 8 до 20 недель.

Порядок выполнения тестовых пунктов.

Возрастная зона 4-х недель. 0-4-8 недель.

Место тестирования: пеленальный стол, детская кроватка.

1. Положение на спине.

2. Кольцо на верёвочке.

3. Погремушка.

4. Социальная стимуляция.

5. Звон колокольчика.

6. (Потягивание за ручки в положение сидя).

7. Сидение с поддержкой.

8. Стояние с поддержкой.

9. Положение на животе.

Возрастная зона 16 недель. 12-16-20 недель

Место тестирования: пеленальный стол, детская кроватка.

1. Положение на спине

2. Кольцо на верёвочке.

3. Погремушка.

4. Социальная стимуляция.

5. Звон колокольчика.

6. Потягивание за ручки в положение сидя.

7. Сидение с поддержкой.

Место тестирования: на детском стульчике, на руках у мамы перед крышкой стола.

8. Кубик 1 (2)

9. Несколько кубиков.

10 (Чашка).

11. Пилюля.

12. (Колокольчик).

13. Зеркало.

14. Стояние с поддержкой.

Другие файлы:

Ранняя диагностика развития личности
Рассмотрение особенностей диагностики психического развития в младенческом возрасте. Наблюдение и скрининг - основные ёё методы на ранних этапах разви...

Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии ребенка
Психолого-педагогическая диагностика: первичное выявление детей с отклонениями в развитии. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного...

Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников
Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного ра...

Ранняя диагностика СПИДа
Классификация ВИЧ-инфекции (по В.И. Покровскому), фазы протекания болезни и характерные клинические симптомы. Дифференциальная диагностика, методы и и...

Методы обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Краткие сведения о развитии речи ребенка. Общая характеристика задержки психического развития, ранняя диагностика отклонений. Принципы лечебно-педагог...