Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии ребенка

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психолого-педагогическая диагностика: первичное выявление детей с отклонениями в развитии. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте. Лего-игра как средство культурного и духовного развития ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии

1.1 Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения

1.2 Общие вопросы психолого-педагогической диагностики

1.3 Общие методологические вопросы профилактики и коррекции нарушений в развитии

1.4 Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений

1.5 Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте

Глава 2. Изучение особенностей организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Современная ситуация в образовании является не простой. Неуклонно растет число детей с отклонениями в развитии. Наблюдается увеличение разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализированной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов. Большинство таких детей не грубые, а стертые, пограничные формы отклонений, проявляющиеся в дефиците внимания, расстройствах эмоциональной сферы, характерологических, поведенческих девиациях и пр. следствием этого становятся затруднения в формировании различных форм деятельности, прежде всего учебной, более или менее устойчивая социальная дезадаптация и нарушения процесса социализации [37].

Увеличение численности лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отношения к ним со стороны общества. Это стало дополнительным стимулом развития специальной психологии и повысило ее социальную значимость.

Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизме, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах [25].

Дети с выраженной степенью умственной отсталости нуждаются в особом внимании и заботе. Неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажает естественный ход механизма (адаптации или социализации) ребенка с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру.

Исследования в коррекционной педагогике показывают, что без целенаправленного воспитания невозможно решать проблемы «включения» ребенка в окружающую среду, не происходит реализация действия «пусковых» механизмов, направленных на вовлечение проблемного ребенка в социум.

Личностное развитие ребенка с выраженными нарушениями интеллекта происходит через тесный эмоционально-личностный контакт со взрослыми и зависит от характера взаимодействия с ним родителей, педагогов, воспитателей, от содержания обучения.

Фондом компенсации в огромной мере является коллективная жизнь ребенка, его эмоциональное поведение, в которых он находит материал для построения внутренних функций, возникающих в процессе компенсаторного развития [21].

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с выраженными нарушениями интеллекта - трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды.

Включение в систему специального образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью закрепляет за ними право на получение образования. Которое «приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (Конвенция о правах ребенка).

Специальные исследования эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями интеллекта (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др.) обогатили специальную психологию знаниями об этой стороне психического развития ребенка, но на современном этапе необходимы новые исследования в этом направлении.

В последние годы увеличивается процент детей так называемой группы риска, т.е. имеющих биологическую или социальную «предрасположенность» к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции. Одной из важнейших задач специального психолога, особенно в дошкольных образовательных учреждениях любого вида, является выявление скрытых, «донозологических», слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов нормативной линии возрастного развития, создание условий для их последующего преодоления [6].

Во всем мире расширяются тенденции к включенному обучению, т.е. обучению детей с особыми образовательными потребностями вместе с нормально развивающимися детьми, повышаются требования к знанию специальной психологии и основ коррекционной педагогики воспитателями и педагогами не только специальных, но и общеобразовательных учреждений.

Чаще всего часть детей с пограничными вариантами нормального онтогенеза не попадают на прием к специалистам.

Педагогический персонал образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей группы риска и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи.

Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Особенности организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии».

Объект исследования - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии.

Предмет исследования - особенности организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.

Цель исследования - выявить особенности организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.

Гипотеза - мы предполагаем, что особенностями организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии будут являться соблюдение принципов раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания своевременной помощи, в качестве базового развивающего и коррекционного метода использование игровой деятельности, опора на уровень «нормального» развития, который характерен для ребенка без психофизических отклонений и владение воспитателем методами, направленными на развитие.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

3. Провести констатирующий эксперимент.

4. Проанализировать данные полученные в ходе констатирующего эксперимента.

5. Выявить особенности организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.

Методы исследования:

теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;

организационный метод - сравнительный;

методика эмпирического исследования - педагогическое наблюдение,

методы количественной обработки (сравнение средних значений) и количественной обработки (сравнительных анализ) полученных данных;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, могут быть использованы при организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике воспитателей и психологов образовательных учреждений организовать адекватную выявленным нарушениям развития психокоррекционную работу с выявленными нарушениями развития.

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии

1.1 Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения

В связи с расширяющимися во всем мире тенденциями к так называемому включенному обучению (inclusive education), т.е. обучению детей с особыми образовательными потребностями вместе с нормально развивающимися детьми, педагогический персонал образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей группы риска и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, является метод наблюдения. Существует несколько видов наблюдений.

Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога [8].

Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Вос...

Другие файлы:

Развитие речи ребенка от одного года до семи лет
Нарушение речевого развития - одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее...

Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе
Общая характеристика нарушения чтения. Экспериментальное исследование состояния предпосылок и навыков процесса чтения у учащихся 1 класса. Методика ко...

Детский церебральный паралич
Основные проблемы двигательных нарушений в детском возрасте. История изучения детского церебрального паралича, его формы и причины развитий. Синдромы...

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка
Соотношение понятий "реабилитация" и "абилитация". Основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетическ...

Практическая эниология. Диагностика и коррекция энергоинформационных нарушений