Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
Введение
1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
2. Причины и негативные последствия раннего алкоголизма
3. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
4. Структура социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей склонных к употреблению алкоголя
Заключение
Литература
Введение
В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, охватывающими все периоды жизни человека: от детства до старости. В данном исследовании анализируется одна социальная проблема - ранний алкоголизм.
Проблема употребления алкоголя учащимися очень актуальна в наши дни. Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется растущий научный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.
К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 10 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 14 лет [16, 52].
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкогольные напитки особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь - алкоголизм. Она не только опасна для здоровья человека, но и практически неизлечима [1, 115].
Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям. Поиск эффективных форм и методов профилактики алкоголизма, в том числе социально-педагогической, является одной из задач современной социальной педагогики.
Цель исследования - на основе изученной литературы выявить направления и содержание СПД по решению проблемы раннего алкоголизма.
Объект исследования - алкоголизм как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования - структура СПД по профилактике раннего алкоголизма.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему раннего алкоголизма.
2. Выявить причины и последствия раннего алкоголизма.
3. Определить уровни вовлеченности детей в употреблении спиртных напитков.
4. Рассмотреть структуру социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя.
Методы исследования - анализ научной литературы.
1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысячи лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта - продукта брожения различных растительных веществ - повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.
Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.
Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное, одурманивающее». Еще в VIII в. арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино [19, 46]. В Европе лишь в XIV в. был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в. Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.
На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.
Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовало ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности экспорта любой страны [17, 227].
Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством [11, 17].
Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение - детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Так в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90 % учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки. В ФРГ 1 процент детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией. Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков [10, 31].
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм -- заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [12, 24].
Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 - 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций - алкоголизм - форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, 228].
В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”. Пьянство - это начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков [3, 47].
Все - и хорошее, и плохое - начинается с детства. Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет. Во всяком случае, первое знакомство с алкогольными напитками происходит в школьном возрасте и у многих людей продолжается всю жизнь. Причем, чем чаще принимается алкоголь, тем быстрее появляются тяжелые формы хронического алкоголизма [26, 65].
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для “аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов. Обычно это бывает так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует вправе выпить с товарищами, подружками или даже одному, если появится такая возможность [24, 64].
Болезненное пьянство развивается у детей куда быстрее...
Социализация детей с девиантным поведением
Факторы развития ребенка в социуме. Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы в социальной педагогике. Девиации как социально-педагогичес...
Социально-педагогическая деятельность с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения
Школьная неуспеваемость как социально-педагогическая проблема, определение ее причин и основных путей устранения. Разработка и практическая апробация...
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия девиантного поведения подростков. Особенности отдельных психических...
Алкоголизм как социально-медицинская проблема
Проблема неумеренного употребления алкоголя - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Сущность алкогольной болезни. Патологическое состояние...