Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие личности и мышления дошкольника

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Общие закономерности нервно-психического формирования детей дошкольного возраста. Единство природных и социальных условий, их определяющее. Особенности становления личности и мышления дошкольника. Диагностика нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

ребенок дошкольный психический мышление

Актуальность темы курсовой работы продиктована, прежде всего, тем, что нервно-психическое развитие ребенка поражает своей интенсивностью. Как отмечал Л. Толстой, до 3 лет человек овладевает тем же объемом опыта, что и в течение всей остальной своей жизни [5, c. 18].

Ребенок овладевает речью, прямохождением, учится действовать с простейшими бытовыми предметами, возникают первые виды деятельности, имеющие целенаправленный, планируемый характер, значительного развития достигает общения как со взрослыми, так и с ровесниками, поведение ребенка направляется согласно требованиям взрослых, закрепленными в правилах. То есть в дошкольном детстве закладывается фундамент развития и психических процессов и личности [7, c. 15].

На дошкольный возраст приходится значительное количество так называемых сензитивных периодов, когда определенная психическая функция развивается особенно интенсивно. Поэтому гетерохронность (скачкообразность) психического развития в этом периоде проявляется особенно заметно [7, c. 23].

Цель исследования - изучить особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Осветить общие закономерности нервно-психического развития детей дошкольного возраста.

2. Изучить развитие личности и мышления дошкольника.

3. Рассмотреть диагностику нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав с пунктами, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - от рождения до поступления в школу - наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье [10, c. 25].

На протяжении дошкольного возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных.

Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, активность человека (социальные факторы).

Наследственность - это сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. По наследству человек получает тип строения тела и всех органов, некоторые частные особенности - черты лица, цвет глаз и др.[4, c. 51].

От наследуемых следует отличать врожденные признаки, которые приобретаются во время внутриутробной жизни (например, индивидуальные особенности возбудимости нервной системы). От наследуемых и врожденных признаков зависят также важные предпосылки для физкультурных занятий, как общая двигательная активность, скорость процессов реагирования, выносливость, сила и т.п.

Среда представляет собой единство природных и социальных условий.

Природная среда влияет на развитие организма. Социальная среда формирует психический склад личности. Ее составляют несколько зон - семейная среда, среда сверстников, общественная среда.

Развитие психики в онтогенезе под влиянием названных факторов характеризуется рядом закономерностей, которые определяются общими законами развития природы и общества [13, c. 25].

Первая особенность развития психики ребенка состоит в отсутствии четко определяемого скачка при появлении нового качества. Переходы в новое качество чаще всего растянуты по времени. Появление в характере ребенка, например, самостоятельности занимает месяцы, а иногда и годы. Возникновение нового качества психического процесса, психического свойства личности не всегда можно своевременно заметить, если не поставить специальной задачи изучения психики ребенка. Своеобразие качественных изменений в процессе психического развития - одна из причин трудностей, сложностей в работе педагога.

Вторая особенность психического развития - его неравномерность. В возрасте от 0 до 1 года - период младенчества - особенно интенсивно развиваются ощущения, т.к. именно они составляют необходимую чувственную основу познания окружающей действительности. Но мышление у младенца развивается менее интенсивно. В этот период создаются только предпосылки для его развития [11, c. 15].

От 1 года до трех лет ощущения продолжают развиваться, но уже не так ускоренно, как другие более сложные процессы. Ребенок начинает самостоятельно ходить, что расширяет возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует восприятие вещей в пространстве. Происходит исключительно быстрое овладение речью. На основе овладения речью начинает развиваться чисто словесное мышление. Ребенок, хотя и в элементарной форме прибегает к мыслительному анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

Третьей особенностью и движущей силой развития психики ребенка является борьба внутренних противоречий.

В этом процессе старые представления, привычки, интересы изменяются, перестраиваются под влиянием новых, приходящих им на смену представлений, понятий, интересов. Так наступает более высокая, качественно новая стадия психического развития [6, c. 25].

Следовательно, в каждом возрастном периоде одни психические процессы и свойства характеризуются ускоренным темпом развития, другие - более медленным. Периоды ускоренного развития тех или иных психических процессов или свойств называют сензитивными. В такие периоды дети исключительно чувствительны, восприимчивы к педагогическим воздействиям. Эту важную особенность необходимо учитывать в работе с детьми и создавать максимально благоприятные условия для развития психических процессов и свойств. Такими условиями являются, в частности, занятия физическими упражнениями.

1.2 Особенности развития нервной системы дошкольника

Масса головного мозга к 6-7 годам достигает 1200-1300г., приближаясь к массе взрослого человека. И по внешнему виду мозг ребенка почти не отличается от мозга взрослого. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Сочетание процессов возбуждения и торможения определяют работу головного мозга.

Для высшей нервной деятельности ребенка характерно преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям (нарушение сна, повышенная возбудимость, чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость и т.д.).

Приобретение и упрочение знаний, умений, навыков и должных норм поведения связано с функциональным состоянием высшей нервной деятельности, в основе которой лежит образование условных рефлексов.

Чем совершеннее кора больших полушарий, тем более тонкие и сложные рефлексы могут быть сформированы. В дошкольном возрасте рефлексы образуются не только на реально существующие раздражители (первая сигнальная система - анализаторы), но и на их речевые символы (вторая сигнальная система) [3, c. 25].

Длительное применение в определенной последовательности внешних раздражителей приводит к образованию динамического стереотипа, т.е. устойчивой системы ответных реакций.

Динамические стереотипы вырабатываются у ребенка в процессе обучения и воспитания.

Тем не менее, следует осторожно тренировать нервную систему ребенка с целью изменения (т.е. совершенствования) установившегося стереотипа. Так, учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске и др.).

В результате происходит совершенствование навыка не только при выполнении упражнения, но и в повседневной жизни.

Усвоение учебного материала и его закрепление облегчается при одновременном участии нескольких анализаторов - слухового, зрительного, тактильного. Этим определяется рациональная методика проведения учебного процесса, основанная на использовании пособий, игрушек, игр в сочетании с образным, четким объяснением [4, c. 16].

Образование условных рефлексов зависит от состояния здоровья ребенка. При любом, даже незначительном заболевании нарушается возбудимость, повышается истощаемость нервных клеток коры головного мозга.

Новые условные связи формируются с трудом, и для их выработки требуются раздражители с большим числом повторений.

Имеющиеся, но еще не достигшие достаточной устойчивости связи нарушаются, и ребенок теряет приобретенный ранее, но незакрепленный навык.

Другие файлы:

Психосоциальное развитие дошкольников
Основные структуры личности. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника. Психическое развитие дошкольника. Основные психологические новообразован...

Потребности как источник развития личности дошкольника
Общая характеристика, понятие и виды потребностей личности дошкольника. Формирование потребностей в процессе становления личности ребенка. Факторы, вл...

Характеристика основных новообразований личности дошкольника
Дошкольное детство как очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, его особенности и закономерности. Подходы к изучению личности д...

Развитие самосознания дошкольника
Содержание и структура самосознания. Этапы становления личности ребенка. Самооценка как оценочная составляющая самосознания дошкольников. Влияние взро...

Игра как средство нравственного развития дошкольника
Понятия "игра" и "нравственность". Игры, актуальные для развития личности ребенка. Чувства и этические представления дошкольника. Нравственное формиро...