Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психотерапевтическое значение духовности в консультировании

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определение понятия и содержания духовности в психологической и теологической литературе. Типология критических ситуаций, этапы духовного развития человека. Обращение к духовности через познание веры и любви в условиях психологического консультирования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

38

Дипломная работа

Психотерапевтическое значение духовности в консультировании

Оглавление

Введение

Глава 1. Духовность в психике человека

1.1 Определение понятия

1.2 Духовность в структуре личности человека

1.3 Духовность в психологии

1.4 Религиозность

1.5 Психология и религия

1.6 Духовное измерение человеческой личности

1.7 Понятие веры

1.8 Стадии развития веры

1.9 Религиозная вера

1.10 Психологическая, «мирская» вера

1.11 Что есть любовь?

1.12 Типология любви

Глава 2. Духовный кризис и духовный конфликт в консультировании

2.1 Типология критических ситуаций

2.2 Кризис духовного пробуждения в модели Роберто Ассаджиоли

Глава 3. Практическое исследование

3.1 Анализ истории клиента на основании этапов духовного развития

3.2 Анализ случаев

Выводы

Заключение

Литература

Приложения

Введение

«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных…» (1 Кор., 14)

Обращение к духовности в процессе психотерапевтического консультирования, как нам кажется, имеет принципиальное значение. Именно духовность формирует основные смыслы и цели человека, она создает основные ценности как в межличностных отношениях, так и в восприятии себя.

Работы зарубежных и российских психологов, философов, теологов продемонстрировали, сколь важно обращение к духовности. Гуманитарная парадигма в психологии обращена к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни, экзистенциальный анализ сфокусирован на духовном измерении человека.

Путь поиска нравственных смыслов, духовности, веры, любви сродни религиозному пути. Стезя обретения духовности через веру в Бога насчитывает тысячелетия. Откровения людей, прошедших этот путь, составляют мировую сокровищницу человеческой мысли. Возможность нерелигиозного духовного развития возникла у человечества в последние 200 лет, но это столь малый срок, чтобы проанализировать этот путь познания духовных истин.

Мы полагаем, что человек, который следует по религиозному пути обретения духовности, решает те же задачи, что и человек, ищущий цели и смыслы благодаря консультанту. К. Юнг говорил о том, что излечение невроза подобно религиозному опыту. «И если такой опыт помогает вас сделать жизнь более здоровой, красивой и полной, лучше удовлетворяющей вас и тех, кого вы любите, вы можете с уверенностью сказать: «Велика милость Божья»(35). Поэтому в нашей работе мы уделили большое внимание духовности религиозной, чтобы понять, как обретаются духовные истины, какое место они занимают в жизни человека.

Для обращения к духовности в психологической практике необходимо понять, что есть духовность, каково ее место и роль в психике человека. Кроме этого, выяснив, как обращаются к духовному аспекту в психологии, какие надежды на это возлагаются, можно будет в определенной мере отразить духовно-личностный анализ при проведении психотерапевтической консультации. Чтобы определиться в этих вопросах, мы сочли необходимым исследовать как само понятие, так и его многочисленные грани. Анализ литературы только подчеркнул, сколько важна, но сколь и не определена духовная составляющая в психотерапии.

Хочется отметить, что духовность, как и свобода, и ответственность - это не особая структура, а определенный способ существования человека, достигшего личной зрелости. Он принимает решения на основе свободного выбора, который вне зависимости от его исхода, обогащает его, позволяет выбирать и создавать будущее.

В обыденной жизни люди редко задаются вопросами о сути духовности, ее значении. Проблемы, которые их волнуют, с которыми они обращаются к психологу, имеют для них конкретное выражение. Примечательно, что зачастую за этими проблемами стоит поиск человеком духовного пути, переживание им по этой причине духовного кризиса. Этапы, которыми человек движется по этому пути, имеют определенные закономерности, выделенные и обозначенные Р. Ассаджиоли в качестве необходимых составляющих этого пути.

Через Любовь и Веру человек идет к духовности. Вся духовная жизнь сводится к любви, ибо «любовь есть главная духовная сила, которая побеждает смерть и завоевывает бессмертие, она сильнее смерти. Любовь связана с личностью и требует бессмертия для личности» (Н.Бердяев) (5)

«Подлинное духовное развитие могут быть достигнуты только через постоянную практику реальной любви»(24) - эти слова Пека полностью передают значение любви для обретения духовности.

Следуя духовному пути, человек выходит за пределы собственных интересов, открывает смысл жизни. Он обретает веру в свое жизненное предназначение, ибо «без цели нет смысла, а без смысла жизнь невозможна» (Р. Мэй) (21). Вера формирует жизнь и придает значимость всем усилиям и действиям человека.

Мы глубоко убеждены, что именно любовь и вера, как необходимые составляющие духовного мировосприятия, подвигают человека обрести себя в духовном поиске. Обретая их, он раскрывает духовность, и она же, в свою очередь, вновь ведет к познанию новых граней любви и веры через духовные кризисы и просветления.

В процессе психотерапии изменяется глубинное содержание этих понятий для человека - по тому, чем для человека теперь становятся вера и любовь, можно выяснить, какие трансформации произошли с ним. Понимание веры и любви - эта та лакмусовая бумажка, которая выявляет духовный мир человека, его фундаментальную основу, потому что именно вера и любовь как основные аспекты духовности являются фундаментом основных смысловых конструктов личности. Они не исключают свободу и ответственность, лишь наполняют их смыслом - «ради чего». Путь духовности - путь обретения любви, основанной на вере с полным осознанием свободы и ответственности своего выбора.

Для последующей работы нами были выработаны определения понятий:

Духовность - это движение к высшему, абсолютному смыслу при вторичности материальных интересов, которое выражается в размышлении и действии с целью обнаружить и принять Божественное присутствие в себе и в окружающем мире.

Вера - это базовое условие возникновения и существования психологической реальности, она заключается в обретении глубинных уровней бессознательного и сознательном их принятии через убежденность и уверенность в возможностях своих либо других.

Любовь - это воля к расширению собственного Я с тем, чтобы питать свое или чье-то духовное развитие, проявляясь в заботе, ответственности и знании. Любовь коренится в плодотворности, потому это деятельность, а не страсть.

Духовный кризис происходит между определенными аспектами личности и неожиданно возникающими прогрессивными тенденциями и стремлениями морального, религиозного, гуманистического или духовного характера.

Организовав специальное пространство в рамках психотерапевтического консультирования, мы получили возможность погрузить клиента в процесс исследования собственных ценностей и мировоззренческих оснований. Являясь частью процесса консультирования, исследование дало возможность ввести проблемы духовности в психотерапевтический контекст.

Мы считаем, что проведенное исследование выявит важность обращения к духовным аспектам - вере и любви в процессе психотерапевтического консультирования, т.к. уверены, что показателем того, что клиент встал на путь духовного пробуждения является появление у него ценностей веры и любви. Именно их становление в духовном мире клиента приводит к духовным кризисам и просветлениям.

Из этого заключения нами выведена гипотеза работы.

Гипотеза работы:

Вера и любовь являются значимыми аспектами духовного кризиса клиента в процессе психотерапевтического консультирования, обращенного к духовным ценностям

Объект исследования: внутренний мир человека

Предмет исследования: вера и любовь как аспекты духовности

Подходы и методы, применяемые в процессе консультирования:

Подходы: экзистенциальный и гуманистический - на уровне постановки задачи и выявления проблемы, клиент-центрированный - на уровне обобщения, выделения закономерностей и перехода к действиям.

Методы: наблюдение, нестандартизованное интервью, психотерапевтическое консультирование

Исследование проводилось в идеографическом подходе.

Цель: исследовать место и значение веры и любви как аспектов духовности в проявлениях духовного кризиса клиента в процессе консультирования.

Другие файлы:

Беседа как основной метод консультирования
Роль беседы в психологии и психологическом консультировании, основные этапы ее реализации. Особенности ведения беседы в психологическом консультирован...

Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность. Трансактный анализ. Вр...

Соотношение светской и религиозной духовности
Религиозное понимание духовности и светское. Духовность сопричастна вечности, диалогический подход к духовности. Духовность всегда сопричастна вечному...

Психотерапевтическое влияние религии

Выработка нравственных ценностей у школьников через формирование духовности
Основные проблемы выработки у школьников нравственных ценностей через формирование духовности, процесс осознания правил. История и литература, музыка...