Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психотерапевтическое влияние религии

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Прикамский социальный институтРЕФЕРАТ по предмету основы психотерапиина темуПсихотерапевтическое влияние религии выполнила студентка V курсазаочного отделения факультета психологии:Ямалова А.Р.Проверил:Анфёров М.В. Пермь 2009 О некоторых аспектах религиозно-ориентированной психотерапииРелигиозно-ориентированная психотерапия – это психотерапия, опирающаяся на духовное измерение человека. Для того чтобы разговор о ней оказался содержательным и корректным, следует обратиться к трихотомической концепции личности (Д.Е.Мелехов,1997, Б.А. Воскресенский 1990), т.е. представлению о человеке, как о носителе трёх взаимосвязанных начал – телесного (естественного), душевного (разумного) и духовного (в данном контексте – Божественного). Следует сразу же подчеркнуть, что врач может пользоваться ею, ни на миг не забывая о том, что духовная область – это сфера деятельности служителей Церкви, тогда как классические методы клинической психотерапии исходят в первую очередь не из духовного начала личности, а из особенностей клинической картины, своеобразия характера (М.Е.Бурно, 2006). Исследование психотерапевтического значения религии – это не утешительное миссионерство, не стремление "сделать из неё нечто, пригодное для лечения или сохранения здоровья" (В. Франкл). Врач может лишь констатировать влияние веры на жизнь больного человека, но ни в коем случае авторитарно не направлять его на этом пути.Применительно к душевнобольным с переживаниями религиозного плана диагностический процесс всегда должен предусматривать разграничение духовной сферы и душевной, причём без впадения в крайности. Недопустимо психологизировать патологические душевные проявления, не замечать или отрицать вторжение психической патологии в духовную сферу (когда это имеет место), расценивать это как некий особый вариант "нормы" духовной жизни. С другой стороны, в человеке, пускай даже тяжело психически больном, нельзя полностью отрицать духовность, причислять к проявлениям болезни все религиозные переживания и тем более сбрасывать их со счетов. Эти переживания необходимо не просто учитывать, но и внимательно изучать, прежде всего для того, чтобы выяснить их психотерапевтическую ценность. Д.Е. Мелехов подчеркивал, что следует не просто формально упомянуть религиозные переживания, но исследовать их лечебно-реабилитационные аспекты.Основные вопросы, возникающие при встрече врача с душевнобольными-верующими, следующие: как вера сказывается на болезни? Улучшает ли она качество жизни и социальное функционирование больного? Как воспринимается болезнь в контексте религиозных переживаний? Как религиозный человек, заболев и осознав болезнь (Относится только к пациентам, критичным к своему состоянию), переосмысляет значение страдания и смерти? Настоящая работа – попытка ответить на часть этих вопросов. Религиозные переживания исследовались у больных различными формами шизофрении (параноидной и шубообразной), с большой давностью процесса, в значительном числе случаев – с неблагоприятной динамикой. Все больные – женщины, православные христианки.По соотношению "духовного" и "душевного" в религиозных переживаниях исследуемые больные были разделены на 3 группы (Б.А. Воскресенский, .). В первой религиозные переживания полностью являются продуктом болезни. "Религиозность" при этом не оказывает благотворного влияния на болезнь, она, по существу, вовсе отсутствует. Вторая группа – больные, у которых религиозность имела место, проявляла себя еще до болезни, а затем включилась в структуру острых состояний, в бредовую систему. Но при этом всё же частично сохраняется здоровая религиозная жизнь, которая вновь разворачивается в полной мере в периоды стихания острых состояний. Она обладает определенным психотерапевтическим потенциалом. У больных третьей группы вера и болезнь не соприкасаются, вера является выражением сохранной, здоровой стороны личности.Итак, к первой группе относятся больные, у которых вера появилась одновременно с болезнью, а точнее – болезнь выступила (манифестировала или на каком-то этапе обострилась) под маской веры. Чаще это больные параноидной формой шизофрении, с неуклонным прогрессированием процесса. "Обращение" нередко происходило быстро, внезапно, в структуре обострения или очередного приступа (иногда – по механизму бредового "озарения") и воспринималось больными как "откровение", "начало духовного пути". Его содержанием являлись "разговоры с Богом", воздействие со стороны Бога или дьявольской силы, "открытие" своей особой миссии, избранности, пророческого дара, особые формы поста, идеи самоуничижения. "Религиозность" таких больных очень напряженная, сопровождающаяся мощными аффективными реакциями – страхом, тоской, или же, напротив, - манией, экзальтацией с ощущениями "живого Бога в себе", "схождения благодати" и т.п. В динамике заболевания эти темы знаменовали собой парафренизацию бреда. Параллельно все отчетливее выявлялись специфические изменения личности: вялость, монотонность, обеднение эмоциональной и волевой сферы, аутизация, расплывчатость и непродуктивность мышления.Реже эти больные сообщали, что были религиозны с детства или юности, но подчёркивали, что "по-настоящему верующими" они стали с годами (то есть по мере нарастания расстройств). Самоочевидно, что болезнь во всех этих случаях не осознается, критика чаще всего полностью отсутствует. Начало болезни они оценивали как внутреннее перерождение, особое обновление и именно с этими обстоятельствами связывали свое стационирование. Медицинских оснований для него они не видели.Часть больных этой группы, на начальных этапах заболевания констатирующая некоторую собственную измененность (обычно речь шла о тягостных сенестопатически-ипохондрических или аффективных переживаниях), приходила к вере, в церковь как к способу исцеления. Затем, по мере утяжеления заболевания, религиозное миросозерцание преобразовывалось в патологический душевный процесс, лучше будет сказать - растворялось в нем. Так, больная Н.( параноидная шизофрения), "находясь в угнетенности и тоске", в целях исцеления крестилась, стала посещать храм. Через некоторое время параноидный этап бреда сменился парафренным, который, возникнув по механизму "озарения" ("в загадочном, пророческом сне"), имел своим содержанием "особую миссию" больной – "родить Христа для Второго пришествия". Читая библейские тексты, больная находила все больше подтверждений своего предназначения, а приходя в храм и слыша слова: "Пресвятая Дева Мария", больная (тоже Мария), относила их на свой счёт. Очевидно, что вся её религиозность имеет болезненно искаженный характер и представляет из себя проявления душевной болезни.Именно в этой группе больных особенно часто можно было наблюдать вычурное соединение несовместимого. Так пациентка М., к которой "вера" пришла вместе с болезнью, стала читат...
Другие файлы:

Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность. Трансактный анализ. Вр...

Концептуальные идеи социологии религии М. Вебера
Происхождение и значение религии в обществе. Анализ религии в социологической концепции Макса Вебера. Взаимодействие и влияние религии на общество. Ха...

Влияние религии на экономику
Характеристика религии как одной из форм общественного сознания, обусловленной верой в существование сверхъестественного. Виды религий: христианство,...

Право и религия
Понимание сущности религии. Правовая реализация основных религиозных идей. Влияние религии на возникновение права и государства. Идеи справедливости в...

Религия как социальный феномен
Предмет и объект социологии религии. Различные подходы к определению религии. Основные социологические теории религии. Социальные проявления и функцио...