Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психология подростков

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Подходы к исследованию подростка в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика особенностей подросткового возраста и мотивация учебной деятельности. Изучение подростковых субкультур: анимешников, готов, ролевиков, хипстеров и стрэйт-эйдж.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Провести сравнительный анализ основных подходов к исследованию подростка в зарубежной и отечественной психологии

Подход

(принцип)

Возрастные границы

стадии

Основные

линии развития

Содержание стадии

Основные

новообразования

Подросток в

психодинамических подходах

12-13 - 18 лет (соответствует генитальной стадии развития по З. Фрейду).

- Стремление к жизни, выражающееся в сексуальности.

- Стремление к смерти, выражающееся в рискованном поведении.

- отказ от пассивности, свойственной раннему детству;

- способность откладывать удовлетворение, брать на себя активную роль в решении жизненных проблем,

- становление взрослой сексуальности и зрелого баланса сил с ориентацией на любовь и работу;

- эмоциональная сепарация подростка от родителей, поиски объекта любви направляются за пределы семьи.

- реализация "Я", обретение самости;

- распад детской веры и оптимизма;

- стабилизация одной из психологических функций (рациональных -- мышления или чувств и иррациональных -- ощущения или интуиции).

Подросток в эго-психологии

12 - 19 лет (пятая стадия жизненного пути по Э. Эриксону).

Поиск эго-идентичности (осознанные и пересмотренные доверие, самостоятельность, инициативность и компетентность, сумма внутреннего опыта, полученного на предыдущих стадиях).

- прохождение заново всех критических периодов развития, сознательное решение предыдущих задач и осуществление значимого выбора;

- старательное укрепление собственных социальных ролей.

- появление первой целостной формы идентичности;

- приобретение нового положительного качества -- верности как способности быть верным своим ценностям, решениям, обязательствам.

Отрочество в гуманистической психологии

13-15 лет

- Потребность личности в самореализации, с ориентацией на будущее.

- Принятие на себя ответственности за свою жизнь, свой выбор.

- стремление к расширению жизненной активности (творческая экспансия),

- тенденция к установлению внутреннего порядка,

- обнаружение новых путей удовлетворения множества потребностей.

- обогащение новыми эстетическими и этическими переживаниями, связанными с природой, искусством, наукой и отношениями с людьми;

- наполнение собственной жизни смыслом.

Подростковый возраст в когнитивной психологии

От 11-12 лет до 14-15 лет

- Качественная модификация мышления.

- Количественные перемены, проис-ходящие в сфере интеллектуальной обработки информации

- освобождение от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и рассматривание мира с точки зрения того, как его можно изменить,

- строится программа жизни.

- способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез (развитие гипотетико-дедуктивного мышления),

- стремление к "мудрствованию", разрешению сложных философских проблем.

Подростковый период в культурно-исторической концепции

13-19 лет у девушек.

14-21 год у юношей.

Врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи

- освобождение от детской зависимости.

- целостное усвоение норм и ценностей общества,

- реальный переход к взрослой жизни

- открытие "Я",

- возникновение рефлексии,

- осознание своей индивидуальности,

- переживание чувства любви (эротики и сексуальности).

2. На основе анализа литературы дать характеристику особенностей подросткового возраста по следующей проблеме: "Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте"

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка с взрослым. Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Учебная мотивация -- это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Значение проблемы мотивации учебной деятельности подростков можно выразить словами В.А. Сухомлинского: "Самое страшное горе -- горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать!".

Для побуждения к учению подростков недостаточны слова о необходимости учения, о том, что это их долг. Эти слова так и остаются на уровне знаемых мотивов и не становятся реально действующими. Причина этого связана с разрывом для подростка слова и дела в результате неразвитости того содержания отношений с другими людьми, которое заключается в значении слов о ценности и необходимости учения как для самого подростка, так и для всего общества в целом. Слова должны обязательно отражать личный опыт подростков, их переживания и взаимодействия с людьми, которые раскрываются в словесной, понятийной форме. В противном случае проявляется несоответствие, а иногда и противоречие формы понимания своего внутреннего мира (слова) и содержания -- опыта нравственных.

В подростковом возрасте становится актуальной задача на сопоставление мотивов, решение школьниками задач на поиск смысла: "Что для меня всего важнее?", "Что всего важнее для другого?", "Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?", "Почему я делаю это так, а не иначе?" Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости своих мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия мотивов. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью.

Считается, что в этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

Адекватным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком (доминирование социального мотива). Подросток во всех видах деятельности, в том числе и учебной, ставит перед собой вопрос: "Неужели я не такой, как все, или еще хуже -- такой, как все?". Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки. Процесс сопоставления подростком своих возможностей с возможностями других школьников и со своими потенциальными устремлениями, неумение порой их адекватно оценить вызывают категоричность его оценок, перепады в его эмоциях, резкие колебания и смену настроений от гипертрофированного самомнения, самоуверенности, повышенного критицизма, максимализма в оценке другого человека до самоуничижения, восторженности другим человеком.

Поэтому одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет педагогами социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социально значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в ходе обучения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками.

В то же время, благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости. Подросток уже умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном на решении проблем. У многих учащихся складывается привычка длительное время следовать своей цели и подчинять этому св...

Другие файлы:

Социальная психология реабилитации подростков с отклоняющимся поведением
Социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением. Особенности подростковой агрессии. Специфика групповых условий р...

Клиническая психология детей и подростков
Предмет и задачи клинической психологии детей и подростков. Синдром детского аутизма. Методы клинико-психологического исследования, используемые в диа...

Концептуальная психология
Концептуальная психология как прикладная наука и ее составные: инновационная психология, глобальная психология, стратегическая и тактическая психологи...

Теоретико-практический анализ проблемы агрессивности в детско-подростковом сообществе
Проблема агрессивности в психологии. Теория агрессии и ее детерминанты. Психология подросткового возраста. Агрессивность в личностных характеристиках...

Психология подростка
В книге анализируются и систематизируются основные проблемы, сопровождающие протекание кризиса взросления у современных российских подростков. Описыва...