Теоретико-практический анализ проблемы агрессивности в детско-подростковом сообществе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ
Выпускная квалификационная работа по специальности: 050706.00 - Педагогика и психология с дополнительной специальностью
специальная психология
Теоретико-практический анализ проблемы агрессивности в детско-подростковом сообществе
Научный руководитель: кандидат психологических наук,
профессор Агапов B.C.
Соловьева Елена Александровна
Орел 2011
Содержание
- Введение
- Глава I.
- 1. Проблема агрессивности в психологии
- 1.1 Теории агрессии
- 1.2 Агрессия и агрессивность
- 1.3 Детерминанты агрессивности
- 2. Психологическая характеристика подросткового возраста
- 2.1 Подходы к проблеме подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии
- 2.2 Психологические особенности подростков
- 2.3 Агрессивность подростков
- 3. Особенности семейного воспитания и агрессивность подростков
- 3.1 Проблема воспитания в семье
- 3.2 Характеристика подходов к проблеме выделения типов родительского отношения и стилей семейного воспитания
- 3.3 Роль семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессивности подростков
- Выводы по теоретической части исследования
- Глава II. Экспериментальное исследование агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания
- 1. Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования
- 2. Структура исследования
- 3. Методики, применяемые в исследовании
- 3.1 Опросник "Анализ семенных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н., 2002)
- 3.2 Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина Райгородский Д.Я., 1998)
- 3.3 Опросник А. Басса и А. Даркн (Фурманов И.А., 2004)
- 3.4 Тест "Несуществующее животное" (Вснгер АЛ., 2003)
- 4. Анализ и интерпретация результатов
- 4.1 Типы семейного взаимоотношения испытуемых
- 4.2 Особенности родительского отношения к подросткам
- 4.3 Агрессии и враждебность подростков из семей с различными типами воспитания
- 4.4 Агрессивность подростков
- Выводы по экспериментальной части исследования
- Заключение
- Литература
Введение
Проблема агрессивности в детско-подростковом сообществе в настоящее время весьма актуальна. С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим по возрасту, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.
Результаты исследований показывают, что агрессивность формируется в детском и подростковом возрасте. Первоначально агрессивные поступки детей оказываются обусловленными сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. В результате неоднократного повторения такого поведения, при отсутствии должной оценки и корректирующих воздействий, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, и превращается в черту личности.
У агрессивных лиц формируется готовность воспринимать и оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Нередко агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации). В обществе же проявления агрессивности оцениваются крайне отрицательно.
Исследователи утверждают, что некоторый уровень агрессивности человеку, в том числе подростку, жизненно необходим. Потребности индивидуального развития и общественной практики требуют актуализации способностей к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. В то же время, если не предпринимать адекватные меры, из нормального явления оно может перерасти в деструктивное, которое помешает подростку удовлетворить важнейшие потребности, присущие данному возрасту, нарушит процесс социализации.
В настоящее время актуально тщательное изучение детерминантов, форм проявления агрессивности, поиск приемов и способов предупреждения и коррекции агрессивного поведения.
На сегодняшний день выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению, закреплению и проявлению агрессивности. Среди них: биологические факторы, массовая культура, СМИ, и т.д. Одним из важнейших выступает семья как главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по своему влиянию на его личность. Однако необходимо учитывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора личностного развития. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких для ребенка людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Несомненна роль специфики семейного воспитания в возникновении, закреплении и проявлении агрессивности детей и подростков (Паренс Г., 1997).
В силу сказанного, в своей квалификационной работе нам показалось интересным изучить особенности проявления агрессивности подростков в зависимости от типа семейного воспитания.
Целью нашего исследования является изучение агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания.
Объектом исследования выступают средние и старшие подростки.
Предмет исследования - агрессивность подростков из семей с пличными типами воспитания.
Гипотеза исследования: агрессивность подростков связана с типом семейного воспитания: подростки из "Благополучных" семей менее агрессивны, чем их сверстники из "Относительно благополучных" и "Неблагополучных" семей.
Для проверки выдвинутых гипотез и конкретизации цели нами были сформулированы следующие задачи:
Произвести анализ подходов к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии;
На основе литературных данных дать психологическую характеристику подросткового возраста; выделить особенности и факторы возникновения, закрепления и проявления агрессивности подростков;
3. Выявить типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых;
4. Определить особенности родительского отношения к подросткам, составляющим выборку исследования;
5. Выделить группы семей испытуемых ("Благополучные", Относительно благополучные", "Неблагополучные"), в зависимости от типа воспитания, реализуемого в них;
Выявить агрессивность и враждебность у подростков из семей с различными типами воспитания;
Разработать программу психологической коррекции агрессивности для подростков и выработать рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.
Глава I.
1. Проблема агрессивности в психологии
1.1 Теории агрессии
Одной из первых теорий агрессии стала этологическая, в которой агрессивность человека объясняется чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. В этом смысле мужчина, будучи активным защитником своей и сородичей жизни, биологически запрограммирован на агрессивность.
Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца, который считает, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ.К. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический ф...
Экспериментальное исследование агрессивности как проявления дезадаптации в подростковом возрасте
Теоретические исследования адаптации и агрессивности у подростков. Адаптация и дезадаптация как психологические феномены. Факторы развития дезадаптаци...
Практическое исследование агрессивности подростков
Сущность агрессии и агрессивности. Основные психологические направления исследования агрессивности. Эмпирическое исследование агрессивности как личнос...
Гендерные особенности агрессивности в подростковом возрасте
Проблемы агрессивности и подросткового возраста в отечественной психологии. Психологическая характеристика подросткового возраста. Феномен агрессивнос...
Психологическая коррекция агрессивности подростка с гипертимным типом характера
Теории агрессии в психологической науке. Проявление агрессивности в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование подростка с гипертимным типо...
Проблема подростковой агрессивности
Средства социально-педагогической работы с детьми подросткового возраста. Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявления в подростков...