Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические факторы суицида у подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические особенности подросткового возраста, характеристика основных этапов взросления. Психологические факторы, определяющие предрасположенность к суицидальному поведению. Определение типов акцентуаций характера и эмоционального состояния.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах Министерства Здравоохранения РФ за 2010 год, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.

По данным психиатров, это случается буквально каждый месяц, по 2-3 случая. По последним сводкам Всемирной Организации Здравоохранения в развитых странах самоубийство как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями в результате дорожно-транспортных происшествий. Причем количество суицидов на земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на детский подростковый возраст.

Ежедневно около 1200 обитателей Земли убивают себя и еще семь с половиной тысяч пытаются это сделать. А количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет, увеличилось в два раза.

Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Для подростков это чаще всего не тотальные нарушения общения с близкими, с семьей.

Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Актуальность изучения самоубийств, покушений на самоубийство и разработки действенных мер их профилактики в наше время не подлежит сомнению как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных.

В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни.

При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предовращен и не выйдет в план внешнего поведения. Поэтому для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы подростка, покончившего с собой. Выделены основные мотивы и причины самоубийств. Причиной суицида может стать: состояние здоровья, в том числе психические заболевания; соматические заболевания; уродства; конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора; материально-бытовые трудности; конфликты, связанные с учебой, в том числе конфликты со сверстниками и неуспехи в учебе. Не меньший моральный и материальный ущерб обществу наносят и покушения на самоубийство. По отношению к подросткам, покушавшимся на свою жизнь, требуется проведение неотложных квалифицированных терапевтических мероприятий.

Большое количество работ российских и зарубежных авторов посвящено изучению суицида в детской и молодежной среде. Эти исследования направлены на изучение факторов возникновения и причин суицидального поведения у здоровых и практически здоровых детей и подростков. Однако вопрос суицида среди подростков, имеющих физические и соматические патологии, является малоизученным и представляет в настоящее время научно-практический интерес.

Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что общество заинтересовано в избавлении от любых проявлений суицидальности, в настоящее время возникла острая потребность глубокого познания явления суицида и управления им.

Поэтому целью исследования явилось изучение психологических причин суицидального поведения подростков и разработка профилактических рекомендаций по предотвращению суицида.

Задачи:

1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, раскрывающие различные аспекты суицидального поведения подростков.

2. Определить основные факторы возникновения и психологические причины суицидального поведения подростков.

4. Подобрать методические приемы, позволяющие выявить и фиксировать психологические особенности, оказывающие влияние на суицидальное поведение в юношеском возрасте.

5. Разработать программу профилактики суицидального поведения.

Объектом исследования явились подростки 12-15 лет (30 человек) СОШ №36 г. и школы-интерната №1 (30 человек) г. Красноярска

Предмет исследования: факторы возникновения и психологических причин суицидального поведения подростков.

Практическая значимость: результаты могут быть использованы в различных подразделениях образования при организации работы психологической службы направленной на предупреждение суицида детей и подростков.

1. Социально-психологические факторы возникновения суицидальных реакций

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

Подростки в процессе развития находятся в различных условиях, которые в определенных случаях способствуют трудностям в раскрытии требуемых окружением свойств личности. Возникают психологические проблемы, которые подростки не могут разрешить сами или же делают это деструктивным путем, еще больше усугубляя ход психического формирования личности. Значит, в основе конкретных трудностей лежат психологические проблемы. Психологические проблемы - это сложные вопросы бытия, отраженные в психике. Очень часто «Я» подростка проявляется противоречиво, создается ситуация, не удовлетворяющая личность. Иными словами, возникают трудности взросления подростков.

Обратим внимание на трудности, которые осознают сами подростки, их родители и педагоги. Условиями их появления могут стать социальная ситуация при переходе на новый уровень развития, противоречия при овладении новой деятельностью и др.

Рассмотрим наиболее часто проявляющиеся трудности взросления подростков: расстройства настроения, ощущение одиночества, депрессии, тревожные состояния и др.

Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого-либо явления в новую систему связей (как говорил выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, «анализа через синтез), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи.

Противоречие между типом образования и возможностями подростка. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют «умственной жвачкой, становится тормозом для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Некоторые ученые, например А.В. Хуторской, называют возникшее противоречие противоречием между свободой и заданностью в обучении.

Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги, как правило, предъявляют одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка - чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда человека в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности не насыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба. В...

Другие файлы:

Суицидальное поведение подростков
Психологические особенности подростков с риском суицида. Проблема самоубийства, его факторы и профилактика. Эмпирическое исследование проблемы суицида...

Психологические аспекты суицида
Понятие и сущность проблемы психологии суицидента. Социально-психологические факторы суицида в воинской части, психопрофилактическая работа с лицами,...

Исследование отношения учащихся 7–11 классов к теме "суицид"
Исследование проблемы смертности подростков, мыслей молодых людей о ней после ссор с близкими и значимыми людьми. Основные факторы и ситуации, приводя...

Суицид как явление
Суицид в нашей действительности. Взгляды на сущность суицида. Самоубийство в истории человечества. Причины детского и подросткового суицида. История с...

Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи
Факторы и уровни девиантного поведения подростков. Пропаганда девиаций. Кибер- и интернет-аддикция. Особенности деструктивных религиозных культов. Про...