Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психогимнастика как средство коррекции гиперреактивности у детей старшего дошкольного возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Современные представления о механизмах формирования гиперреактивности у детей. Коррекция гиперреактивности старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Разработка комплекса занятий по психогимнастике для коррекции психики дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия"

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

Курсовая работа

Психогимнастика как средство коррекции гиперреактивности у детей старшего дошкольного возраста

Исполнитель:

Наукович Кристина Николаевна

студентка 23 группы ДО (СКО)

Научный руководитель:

Овчинникова Л.Н.,

зав.кафедрой ВПиП, к.п.н.

Нижний Тагил

2013

Оглавление

гиперреактивность дошкольник психогимнастика коррекция

Введение

Глава 1. Теоретические основы коррекции гиперреактивности старших дошкольников

1.1 Современные представления о механизмах формирования гиперреактивности у детей

1.2 Коррекция гиперреактивности старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

1.3 Характеристика психогимнастики как средства коррекции гиперреактивности

Глава 2. Проектирование деятельности детского педагога психолога по коррекции гиперреактивности у старших дошкольников

2.1 Описание методик и результатов исследования гиперреактивности у старших дошкольников

2.2 Комплекс занятий по психогимнастике направленный на коррекцию гиперреактивности у старших дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков безостановочно растет, стрессы атакуют современное поколение людей. Может ли это не сказаться на детях?

Педиатры бьют тревогу по поводу распространения гиперактивности, повышенная тревожность тоже проявляется у детей все чаще. В настоящее время в детском саду всё больше детей с двигательной расторможенностью, недостатком внимания и гиперактивностью.

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., 1994; Кучма В.Р., Платонова А.Г., 1997; Разумникова О.М., Голошейкин С.А., 1997; Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П., 2001)

Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В. 1999)

Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А.В., 2002; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., 1997; Обухов Я.Л., 1998; Семаго Н.Я., 2000; Сиротюк А.Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. Отсутствуют программы, рассматривающие мультиморбидность проблем развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых, основанные на мультимодальном подходе.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.

В последнее время наибольшее распространение в коррекции гиперактивности детей получает метод психогимнастики. Психогимнастика позволяет корректировать поведение ребенка и снимать эмоциональное напряжение.

Проблема исследования: проблема связана с поиском оптимальных психолого-педагогических условий коррекции гиперреактивности старших дошкольников

Объект исследования: гиперреактивность старших дошкольников

Предмет исследования: психогимнастика как средство коррекции гиперреактивности старших дошкольников

Цель исследования: дать теоритическое обоснование психолого педагогическим условиям коррекции гиперативности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагает, что коррекция гиперреактивности у старших дошкольников будет осуществляться эффективнее если:

- своевременно выявлять таких детей;

- использовать различные формы и методы, специальные игры и упражнения;

- проводить совместную работу педагогов и родителей

Задачи исследования:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности коррекции гиперреактивности старших дошкольников.

2. Выявить психолого-педагогические условия гиперреактивности старших дошкольников.

3. Определить первоначальный уровень гиперреактивности детей старшего дошкольного возраста

4. Разработать комплекс занятий направленный на коррекцию гиперреактивности старших дошкольников средствами психогимнастики

Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный нами комплекс занятий направленный на коррекцию гиперреактивности старших дошкольников может быть использован:

- психологами

- педагогами ДОУ

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение;

эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, статистическая обработка данных.

База исследования: исследование проходило на базе СРЦН "Улыбка" г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 10 детей 5-7 лет.

Глава 1. Теоретические основы коррекции гиперреактивности старших дошкольников

1.1 Современные представления о механизмах формирования гиперреактивности у детей

В настоящее время в психологии дано исчерпывающее описанием симптоматики СДВГ. Однако, знания о точных причинах данного нарушения относительно скромны. Многочисленные исследования указывают на то, что этиология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью носит комбинированный характер [21]. В этом контексте можно говорить о гетерогенных, многофакторных или неспецифических механизмах взаимодействия.

В свете отказа от теории единого этиологического фактора З. Тржесоглава замечает, что даже если в анамнезе удастся выявить одну наиболее вероятную причину нарушений, всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Нарушения возникают в центральной нервной системе на разных стадиях развития под влиянием целой группы факторов. В результате образуется весьма пестрая картина патологических проявлений, отражающая ненормальное развитие психических функций [19].

Методологические концепции, лежащие в основе современных исследований этиологии и патогенеза СДВГ, возможно разделить на две базовые группы: социально-феноменологическую и структурно- функциональную. Социально-феноменологический подход постулирует, что к возникновению гиперреактивности приводят нарушения при воспитании ребенка и его первичной социализации. Именно искажение процесса первичной социализации мешает адекватному обучению и усвоению школьного материала, и, как следствие, ведет к более медленному развитию когнитивных и двигательных процессов, не соответствующему возрастной норме и отражающемуся на их мозговой организации. В такой ситуации непрерывный и необратимый процесс развития искажается или задерживается в виду отсутствия внешних условий для развития и тренировки психических функций.

С точки зрения структурно-функциональной методологии, для успешного развития и преодоления кризисных периодов, когда происходят наиболее важные психологические преобразования, необходимы, с одной стороны, нейросоматическая готовность ребенка, возрастная зрелость и сформированность всех систем организма и мозга в частности к актуализации соответствующего возрасту репертуара программ реагирования и взаимодействия. С другой стороны, требуется социокультуральная и информационная обогащенность внешней среды, обеспечиваемая ближайшим окружением ребенка и стимулирующая его к развитию. Другими словами, базовый принцип нейропсихологии детского возраста утверждает, что для возникновения онтогенетического новообразования необходимо "опережение структуры перед функцией", а тем более перед социальной адаптацией. Это подразумевает: предварительную биологическую готовность систем мозга к реализации соответствующей психологической программы и востребованность извне к активизации этих систем.

Нейромедиаторная концепция

Известно, что в формировании поведения и мод...

Другие файлы:

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игруше...

Дидактическая игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Понятие внимания в психолого-педагогической литературе. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Содержание работы по развитию внимания с помощ...

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования
Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего до...

Подвижные игры с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, особенности ее диагностики. Виды и значение подвижны...

Утренняя гимнастика как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях города Мурманска. Анализ влияния утренней гимнастики на повышение двигательной ак...