Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психические и познавательные процессы у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
История психологических исследований поведения и функционирования психики личности в экстремальной ситуации в зарубежной и отечественной науке. Процессы психической адаптации и дезадаптации в условиях боевых действий. Методика эмпирического исследования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

В настоящее время военнослужащие нашей страны регулярно принимают участие в урегулировании тех или иных вооруженных конфликтов (Афганистан, Таджикистан, Дагестан, Чечня, Ингушетия, принуждение Грузии к миру и др. локальные конфликты). Связанные со стрессом во время военных действий психические расстройства у военнослужащих являются одним из главных внутренних барьеров на их пути приспособления к мирной жизни. После возвращения к мирной обстановке на уже имеющиеся, связанные с войной отклонения от психической нормы, наслаиваются новые расстройства, обусловленные стрессами, связанными с социальной дезадаптацией.

Ветераны войны, как правило, из числа тех, которые демобилизуясь, сталкиваются с непониманием в обществе, проблемами трудоустройства, получения образования, сложностями в общении и профессиональном самоопределении, создания или сохранения семьи. Ветераны, которые продолжают службу, сталкиваются с проблемами несколько иного характера: отмечается снижение произвольного внимания, памяти, скорости мышления, возникают отклонения в эмоционально-волевой сфере, «хромает» воинская дисциплина, характер становится конфликтным, появляются случаи неуставных взаимоотношений с подчиненными. Естественно возникает вопрос о снижении негативного воздействия стресс-факторов боевой обстановки, приводящих к вышеперечисленным последствиям.

В настоящее время для этого ведется работа по двум направлениям:

1) социально-психологическая реабилитация военнослужащих после выполнения боевых задач, непосредственно в районе боевых действий и по возвращении в пункт постоянной дислокации;

2) более качественный профессионально-психологический отбор военнослужащих.

Основной причиной всех перечисленных проблем при возвращении к мирной жизни ветеранов, является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

ПТСР - отнюдь не редкое явление. В мирное время на протяжении жизни им заболевает около 1% населения, а до 15% населения после тяжелых травм (связанных с физическим нападением или военными действиями) могут обнаруживать отдельные симптомы ПТСР [21].

В масштабах Вооруженных Сил и других силовых структур, где процент среди военнослужащих по контракту, принимавших участие в боевых действиях достигает 70% эта проблема стоит крайне остро и актуально.

Большой вклад в разработку психологических последствий стрессовых ситуаций сделали: В.Эриксен, Дж.Мели (1881), американские врачи Дж.Уилкс, Э.Уолтон, Дж.Петнем, так же в расширение знаний внесли свой вклад Ж.М.Шарко, Ш.Р.Рише, Д.Бербез, Э.Гиньон, В.В.Буверт и др. Современные представления о ПТСР основываются, прежде всего, на работах Г.Селье об общем адаптационном синдроме (Selye H.,1936), теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера (Festinger L., 1957), на модели М.Horowitz (1975), работе W.Neiderland (1968) о синдроме выживания и работах H.Kristal (1986) о массовой травме. Коллективные работы А.Эгендорфа и Дж.Боуландера (1981) на материале ветеранов вьетнамской компании и их невоевавших сверстников легли в основу критериев диагностики посттравматических стрессовых расстройств.

В России чаще всего эти расстройства изучали психологи: Е.К.Краснушкин, В.А.Гиляровский, А.В.Архангельский, Н.В.Тарабрина, Е.О.Лазебная, М.Е.Зеленова. Основой этих работ послужили реальные сложности, которые испытывали при возвращении к условиям мирной жизни ветераны ВОВ, «афганцы и их близкие» [19].

Многовековой опыт нашей Армии показал значимость развития у военнослужащих на высоком уровне отдельных психических познавательных процессов. Это подтверждено совместным трудом ряда специалистов в области психологии, психофизиологии, медицины. Итоги совместного труда нашли свое отражение в приказе Минобороны о профессионально-психологическом отборе (приказ Минобороны РФ № 50 от 26.01.2000г. «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации»).

Не смотря на то, что феномен ПТСР является достаточно изученным, все вышеперечисленные труды не включили в себя изучение динамики психических и познавательных процессов у военнослужащих на разных стадиях его развития, что и обусловило выбор темы исследования.

В соответствии с этим целью нашего исследования является изучение особенностей динамики психических и познавательных процессов у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, с различным уровнем адаптационных способностей, и выявление причин и факторов способствующих восстановительной динамике психических и познавательных процессов.

Объектом нашего исследования являются психические и познавательные процессы у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях

Предметом - динамика психических и познавательных процессов у военнослужащих с разным уровнем нервно-психической устойчивости в период от подготовки к отъезду до 3-4-х лет с момента прекращения участия в боевых действиях.

Гипотеза - в связи с участием военнослужащих в боевых действиях происходит изменение уровня психических и познавательных процессов, и эти изменения напрямую зависят от уровня нервно-психической устойчивости военнослужащих.

Задачи исследования:

1) теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования;

2) подбор инструментария и измерение психических и познавательных процессов у военнослужащих;

3) анализ результатов исследования психических и познавательных процессов у различных групп военнослужащих;

4) выявление особенностей динамики психических и познавательных процессов у различных групп военнослужащих вследствии участия в боевых действиях.

5) разработка рекомендаций по психологическому сопровождению участников боевых действий.

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методики:

1) Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО).

2) Методика диагностики ПТСР. Миссисипский опросник для боевого ПТСР (США, 1985).

3) Корректурная проба.

4) Методика определения кратковременной зрительной памяти.

5) Методика «Исключение слов».

6) Самоанализ развития волевых качеств личности.

7) Построение профиля мотивационной структуры на основе теста юмористических фраз.

Для обработки данных использовался качественный и количественный анализ показателей с помощью компьютерной программы SPSS-15.

Базой исследования выступили: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, войсковой части 54607 в возрасте от 22 до 37 лет в количестве 80 человек.

Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении знаний об особенностях когнитивных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сфер и их динамике у военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.

Практическая значимость: были разработаны практические рекомендации для военных психологов: 1) для проведения профессионально-психологического отбора кандидатов для направления в «горячие точки»; 2) психологического сопровождения ветеранов боевых действий.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. В ней 105 страницы, 30 рисунков, 17 таблиц. Список литературы включает 94 источника.

Глава I. Психологические особенности военнослужащих, переживших травматический стресс

1.1 История психологических исследований поведения и функционирования психики личности в экстремальной ситуации в зарубежной и отечественной науке

В последние десятилетия в мировой психологии неординарное существование личности получило клиническую трактовку, отразившуюся в понятии «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). Это связано с тем, что наиболее интенсивные изменения личность претерпевает в экстремальной ситуации. Подобное неординарное существование создается различными катастрофическими событиями, включающими в себя: военные конфликты, террор, физическое и сексуальное насилие, утрату близких, тяжелые операции и др.

Наше время характеризуется грандиозной динамикой всех векторов культурно-технической революции. Человек как вид не успевает приспособиться к этим изменениям, для этого нужен больший срок. Это сопровождается ростом психогенных и дезадаптационных расстройств, различных девиаций. Растёт болезненность за счёт непсихотических и социально-стрессовых расстройств. Особое место в этом перечне занимают психические расстройства возникающие при чрезвычайных ситуациях (ЧС). Это нашло отражение и в существующих классификациях, в частности, в DSM-IVTR и МКБ-10[4].

История проблемы. Начало учения о «травматических неврозах» связано с несколькими факторами. Прежде всего - это прогресс цивилизации и научно-техническая революция. Однако самыми тяжелыми психотравмами (дистрессами) являются боевые действия, пытки, присутствие при насильственной смерти, транспортные катастрофы, пожары и т.п., т.е. почти всё присущее стихийным бедствиям и катастрофам. (Хотя, ещё в 1666 году С.Папюс в своём дневнике сделал запись, характеризующую его состояние после Большого Лондонского пожара: «Это странно, но до сегодняшнего дня не могу проспать и ночи без ужасов пожара; этой но...

Другие файлы:

Познавательные психические процессы, мышление
Познавательные психические процессы. Мысль как единица мышления. Мышление как процесс. Фазы мыслительного процесса. Язык и дискурсивное мышление. Виды...

Особенности протекания психических процессов у военнослужащих
Психические процессы, их сущность и классификация. Четыре вида памяти. Роль ощущений в профессиональной деятельности. Уровень развития чувствительност...

Познавательные процессы: мышление, речь
Сущность понятия "познавательные психические процессы". Пути приспособления к окружающей среде. Исходная предпосылка для развития мышления. Теоретичес...

Военная психофизиология
Ведение боевых действий в современных условиях предъявляет высокие требования к морально-психологическому ипсихофизиологическому состоянию военнослужа...

Перспективы современной военной психофизиологии
Ведение боевых действий в современных условиях предъявляет высокие требования к морально-психологическому и психофизиологическому состоянию военнослуж...