Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Причины лжи детей старшего дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Содержание понятия лжи как социально-психологического феномена, причины лжи детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогических исследований отношения взрослых к обману дошкольников. Методические рекомендации для родителей и педагогов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен

1.1 Содержание понятия ложь

1.2 Виды лжи

1.3 Причины лжи детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические исследования причин лжи детей старшего дошкольного возраста

2.1 Анализ отношения взрослых ко лжи детей старшего дошкольного возраста

2.2 Анализ проявления лжи детей старшего дошкольного возраста

2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил. Становясь хронической, ложь может выступать признаком большой беды, какого-то нарушения в жизни ребенка или семьи. Если не принять вовремя мер, постоянная ложь приведет к серьезным проблемам в зрелом возрасте.

Узнав, что ребенок обманул родителей, и это едва не сошло ему с рук, они сталкиваются с утратой собственной власти. Они больше не могут быть уверены в том, что знают все, что им необходимо знать.

Конечно, никто из взрослых не обладает таким знанием в отношениях с другими людьми, но ведь с собственными детьми дело обстояло именно так! Родители во что бы то ни стало должны знать, что чувствуют их дети, чего они хотят и что замышляют, пока они еще малы, поскольку их существование полностью зависит от родителей. Но ребенок растет, и родители перестают быть центром его вселенной, единственным источником информации и средством выживания. Ложь утверждает ребенка в его правах. В праве на личную жизнь. В праве бросить вызов родителям. В праве самому решать, что станет, и что не станет достоянием гласности.

В современное время, наверное, каждый человек может быть подвержен лжи и обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия "темных" дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Все это окружает нас, и казалось бы, люди должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество обманов в свою сторону.

Изучение вопроса, связанного с выявлением и пониманием детской лжи, обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, морально-нравственные ценности и установки человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации им стратегии поведения. Во-вторых, изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей дошкольников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.

По этой и смежным с ней проблемам, работали многие психологи, как в отечественной (Знаков В.В., Дубровский Б.И., Щербатых Ю.К., Секацкий А.К. Каптерев П.О., Преображенский С., и др.)., так и в зарубежной психологии (В.Штерн, Л. Мелитан, А.Адам, S. Bok, P. Ekman, Hartshorn H., May M. и др.). Тем не менее, можно констатировать недостаточную разработанность методических подходов к изучению отношения детей ко лжи, отсутствие ее общепризнанной типологии, данных о влиянии хода и условий социализации, индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей ребенка на оценку лживости в поведении.

Таким образом, научная значимость и недостаточная разработанность проблемы лжи современных дошкольников позволяет говорить об актуальности нашего исследования.

Цель настоящего исследования изучить причины лжи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - ложь как социально психологический феномен.

Предмет исследования: причины лжи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: профилактика предупреждения лжи будет эффективнее, если выявить причины детской лжи и путем педагогического воздействия сформировать у детей потребности (желания) не обманывать.

Цель и гипотезы исследования определили следующие задачи нашей работы:

1.Проанализировать историю и современное состояние разработки проблемы лжи в работах отечественных и зарубежных ученых;

2. Выявить совокупности причин, влияющих на появление лжи у детей старшего дошкольного возраста

3. Систематизировать причины детской лжи.

4. Изучить методы предотвращения появления лжи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать методические рекомендации по предотвращению лжи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы

2. Анкетирование

3. Беседа

4. Метод игрового моделирования

Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен

1.1 Содержание понятия ложь

"Всякий человек есть ложь", - говорится в псалме 115 (ст. 2). По словам Х. Вайнриха, мы могли бы перевести это так: человек есть существо, способное лгать. По Виктору Знакову [17.], ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Наиболее распространено в европейской культуре определение Блаженного Августина: ложь - это сказанное с желанием сказать ложь. С помощью вербальных и невербальных средств коммуникации лжец вводит своего собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел в обсуждаемой области. В ситуации общения ложь является выражением намерения одного из собеседников исказить правду. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении выражает другое.

В книге И.Вагина [6.] рассматриваются проблемы обмана и лжи. В ней говорится о том, что человек, как правило, лжет или для достижения собственных целей, или для возвышения себя в глазах окружающих, или для сокрытия информации, которая может скомпрометировать человека.

Пол Экман [29.] в своей книге определяет ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды.

Отметим, что в повседневной жизни люди часто используют слова "ложь", "неправда", "обман" в качестве синонимов, однако, эти понятия с точки зрения некоторых отечественных психологов имеют различное содержание.

По Ю.И. Холодному [31.], ложь - это сознательное искажение известной субъекту истины: она "представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение" собеседника. Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

В отличие ото лжи, обман - это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Обман лежит в основе того, что принято называть военной хитростью, которая применяется со времен древности.

Самая традиционная тактика различения понятий "ложь" и "обман", существующая в научных исследованиях, это попытка их разграничения по признаку включенность/исключенность вербального поведения. "Только обман, который содержит производство ложных утверждений, можно считать ложью" - утверждают американские ученые Карсон, Вокутч, Мурман. Винсент и Кастелфранчи считают, что понятие "ложь" включает только случаи, когда "А эксплицирует ложную информацию". Такая точка зрения ограничивает объем понятия ложь, не включая в него случаи умалчивания, сознательного сокрытия ложной информации [31.].

А. Вежбицкая ограничивает контекст употребления глагола "лгать" рамками вербального сообщения. Можно согласиться с тем фактом, что ложь - это утверждение, умышленно искажающее факты, но не обязательно вербальное, можно солгать с помощью телодвижений: показать рукой в неверном направлении, кивнуть головой и т. д. [11.]

Подобное уравнивание семантически не покрывает примеры письменного изложения неправды, ведь письменные ложные утверждения также принадлежат к семантическому полю лжи.

Попутно возникает вопрос, какие из многочисленных видов обманных действий - с помощью жестов, поступков или посредством молчания - могут быть обозначены как ложь.

Бесспорным признается тот факт, что обман является более широкой категорией в сравнении с ложью, ибо помимо собственно говорения, произнесения неправды, т.е. речевого акта, обман подразумевает и действие, т.е. поведенческий ак...

Другие файлы:

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования
Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего до...

Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста
Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс...

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игруше...

Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста
Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выя...

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего д...