Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Понятие метода в психологии

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характерные черты метода. Происхождение метода и его свойства. Системный поход в психологии его компоненты. Уровневая структура метода. Объективность, общенаучность, воспроизводимость, целесообразность, детерминированность, необходимость, эффективность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

План

1. Понятие про метод.

2. Характерные черты метода (объективность, общенаучность, воспроизводимость, целесообразность, детерминированность, необходимость, эффективность).

3. Происхождение методов и их свойства.

4. Системный подход в психологии и его компоненты.

5. Уровневая структура метода: идея, содержание, техника.

1. Понятие про метод

Метод - это:

1) [греч. methodos - путь к чему-либо] - совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

2) [гр.methodos - исследование ] - способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков.

3) [гр.methodos - прослеживание] - заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.

4) [гр.methodos - изложение] - совокупность определенных правил, норм познания и действия.

5) [ греч. methodos - обучение] - способ подхода к действительности, исследования явлений природы и общества.

6) [греч. methodos - образ действия] - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод - в самом широком смысле слова - способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Неразрывная связь метода и теории находит свое выражение в методологической роли научных законов. Любой закон науки, отражая то, что есть в действительности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о соответствующей ее сфере. Так, закон сохранения материи и энергии -- это в то же время и методологический принцип, соблюдение которого необходимо; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит вместе с тем одним из методов исследования поведения животных и человека.

Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных методов. Никто и никогда не ловил истину “голыми руками”. Конечно, ученый действует и посредством проб и ошибок. Бывает и так, что в поисках одного он находит совсем другое.

В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем: не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, примеряет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью.

Основные различия теории и метода:

1) теория - результат предыдущей деятельности, а метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

2) главные функции теории - объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.д.), метода - регуляция и ориентация действительности;

3) теория - система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта; метод - система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

4) теория нацелена на решение проблемы - что собой представляет данный объект, метод - на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

2. Характерные черты метода

1)Обьективность метода - независимость получения и интерпретации полученных данных от экспериментатора.

Независимость получения и интерпретации полученных данных от экспериментатора. Различают объективность проведения тестирования, объективность анализа и объективность интерпретации полученных данных. Основной способ достижения объективности - стандартизация тестовой процедуры.

Объективность метода определяется посредством установления корреляций между исследованиями различных экспериментаторов с применением одного и того же психодиагностического инструментария на одной и той же выборке. Если коэффициент корреляции достаточно высок, то говорят о независимости, объективности метода исследования.

Критерии объективности методов психологического исследования.

1. Воспроизводимость данных - возможность повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей.

2. Надежность данных. Надежными считаются данные, которые при повторном их получении в тех же условиях дают незначимые отклонения от первоначальных величин. Причины ненадежности:

- Колебания самих измеряемых переменных

- Ошибки измерения

- Влияние побочных факторов и т.д.

3. Интерсубъектиность данных, т.е. возможность быть полученными разными исследователями.

4. Валидность исследования (его полноценность).

Б.М. Теплов. Объективность как критерий целостной организации. Во время написания Тепловым своей работы («Об объективном методе в психологии»), пытались создать объективность, изгнав такие понятия как «понял», «подумал» и т.п. (школа Павлова). По мнению Теплова критерием объективности является критерий соответствия выбираемых показателей (методик) гипотезе и цели исследования. Это - репрезентативность!!!

Б) Общенаучность метода - черта, которая показывает общую связь и взаимодействие явлений и процессов окружающего мира.

В) Воспроизводимость метода - характеристика результатов испытаний, определяемая близостью результатов повторных испытаний объекта.

Воспроизводимость данных означает оценку возможности получения аналогичных данных другими исследователями в подобных ситуациях. Для метода наблюдения он часто переформулируется в критерий согласия наблюдателей, т.е. согласованности результатов, получаемых для идентичных ситуаций наблюдения разными людьми (предполагается одинаково высокий профессиональный уровень этих наблюдателей). Стандартизация условий наблюдения во многом определяет согласованность или хотя бы сопоставимость результатов разных наблюдателей. Оценка воспроизводимости результатов зависит также от характеристик наблюдаемой психологической реальности, применительно к различным областям которой могут существовать разные оценки ее уникальности.

Обсуждается проблема воспроизводимости данных, т.е. возможность повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей. Воспроизводимость рассматривается, таким образом, как возможность сравнения опытных данных, полученных для разных испытуемых или разных популяций.

Речь также может идти о воспроизводимости данных применительно к индивидуальному опыту или субъективной реальности одного и того же человека. Различают стабильность данных, когда они однозначно связаны с демонстрацией определенной закономерности (например, иллюзии кажущегося движения) или выражают лишь некоторые сдвиги в фиксируемых показателях, но эти сдвиги всегда имеют одну и ту же направленность.

Например, в социальной и педагогической психологии обсуждается такая закономерность, как лучшее согласование субъективных оценок учителей, когда предметом оценивания являются свойства учеников, и худшее, когда учителя оценивают своих коллег. В одном из примеров демонстрации особенностей корреляционного исследования будут рассмотрены и другие установленные зависимости - улучшения прогноза в оценивании свойств преподавателей высшей школы как самими преподавателями, так и студентами.

Для сходных случаев построения исследования важно указать, что психологическая закономерность выявляется при сравнении рядов выборочных показателей, т.е. зависимости имеют характер вероятностно, т.е. статистически, оцениваемых.

В контексте статистического оценивания достоверности эмпирических результатов вводится понятие надежности данных. Надежными считаются данные, которые при повторном их получении в тех же процедурных условиях дают незначимые отклонения от первоначальных величин. В этом случае надежность связывается не просто со стабильностью тех или иных эффектов, а также с требованием их вероятностной оценки на основе статистических решений. Ненадежность данных психологического исследования может быть следствием множества причин: колебания самих измеряемых переменных, ошибки измерения, влияния побочных факторов, обеспечивающих несистематические сдвиги в фиксируемых показателях, и т.д.

С проблемой воспроизводимости данных связана и проблема их интерсубъективности, т.е. возможности быть полученными разными исследователями. То, что субъективная реальность не может быть доступна взору другого человека, не означает требования отказа от критерия интерсубъективного характера знания....

Другие файлы:

История метода «эксперимент» в психологии
История метода «эксперимент» в психологии и в России в частности. История процесса оформления психологии как экспериментальной науки. Сущность и виды...

Методы социальной психологии
Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии
Общее представление о сказкотерапии как методе практической психологии. Развитие метода сказкотерапии в психологическом консультировании. Исследование...

Юридическая психология
Определение предмета, метода и исследование истории развития юридической психологии. Характеристика основ следственной деятельности, психологии опозна...

Сущность метода моделирования в психологическом исследовании
Определение сущностных характеристик и функций метода моделирования. Преимущества и ограничения этого метода в социальной психологии. Моделирование пс...