Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Методы социальной психологии

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.
Краткое сожержание материала:

15

Размещено на

Размещено на

ПЛАН

  • 1. Общие методы социальной психологии
  • 2. Методы, применяющиеся в практике социальной психологии
  • Библиография

1. Общие методы социальной психологии

Экспериментальный метод может применяться в лабораторных и естественных условиях. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственной зависимости между определенными свойствами психических явлений. Выявление этой зависимости способствует создание экспериментальных условий, при которых можно получать больше нужных сведений об изучаемом психическом явлении. При подготовке эксперимента надо помнить о наличии трех групп переменных факторов: независимые, зависимые и контролируемые переменные. [8]

Независимая переменная -- это фактор, который экспериментатор вводит в эксперимент, для того, чтобы оценить его воздействие на процесс.

Зависимые переменные -- факторы, связанные с поведением испытуемых и зависящие от состояния их организма.

Контролируемые переменные -- факторы, которые можно строго контролировать в эксперименте. Между независимыми и зависимыми переменными лежат промежуточные, внутренние факторы, которые нельзя строго контролировать.

Таким образом, отмечает Ж. Годфруа в своей книге «Что такое психология», экспериментировать -- это значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых при строгом контроле всех прочих переменных, называемых контролируемыми.

Метод анкетирования и тестирования.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Анкетирование дает возможность выявить определенные тенденции и понять путь дальнейших более глубоких психологических исследований с помощью тестирования или экспериментирования.

Тесты -- это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами исследования. Тесты позволяют оценивать уровень развития интеллектуальных или перцептивных способностей, личностных особенностей, характер, темперамент и т. д.

В практике применяются два основных вида тестов: опросники и проективные тесты. [8]

Опросники опираются на возможность человека сознательно оценивать себя и свои поступки.

Проективные тесты построены так, что больше обращены к подсознательной сфере, и помогают выявлять такие особенности индивидуальности, о которых человек сам не подозревает. К проективным методам относятся цветовой тест Люшера, тест «Дерево», «Несуществующее животное», различные рисуночные тесты и т. д.

Опросники обрабатываются по определенным ключам, а затем интерпретируются в зависимости от полученных данных. В нашем учебнике приведены тесты-опросники, которые опубликованы и могут быть использованы в целях самопознания. Проективные тесты сложны в обработке и требуют специальной психологической подготовки для их интерпретации, поэтому в учебнике они не используются.

Метод наблюдения -- это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют организованный, планомерный характер, в ходе него составляются карты наблюдения. Этот метод часто используется в педагогическом процессе.

Метод самонаблюдения (интроспективный) -- самый древний метод, используемый в психологии, он предполагает наблюдение человека над своим внутренним, психическим миром. Этот метод помогает в применении других методов исследования, а также для оказания самопомощи в трудных случаях и в самореализации.

В психологии также применяется метод беседы (интервью) и анализа продуктов деятельности (сочинений, писем, результатов профессиональной деятельности и т. д.).

Рис. 1. Структура практической психологии и взаимосвязь с гуманизацией и психологической службой вуза

2. Методы, применяющиеся в практике социальной психологии

Так же, как и в теории психологии в практике не смолкают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эту дискуссию кратко можно обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать? [5]

Существуют различные методы, основанные на течениях и психологических теориях Психоаналитические корни можно найти в методах работы с детьми и родителями в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («early intervention» -- работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование Г. Джекинса). [7]

Ряд психологов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективная практика является, по существу, обучением или переобучением клиента. Они считают, что социальный психолог может увеличивать зависимость клиента от психолога, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам.

Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), например: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовывать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п.

Подобные методы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу. [8]

Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то, что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и могут варьироваться в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе.

Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей социальной помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на социальную практику в целом. Он описал три стадии помощи -- когда клиенту помогают:

а) исследовать,

б) понимать;

в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий.

А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще -- на чем автор принципиально настаивает -- то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь».

Для него помощь эквивалентна обучению (в чем его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать свою собственную жизнь.

Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

а) вхождения в проблему,

б) классификации,

в) структурирования,

г) построения взаимоотношений,

д) исследования,

е) консолидации,

ж) планирования,

з) завершения.

Он также обнаружил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и других».

А. Ивей предложил модель, названную им «микроконсультирование»; ее особенностью является детальная разработка составных элементов психологической работы и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и затем практикование. [8]

Н. Каган с соавторами также разработал микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгана, в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

1. Реакции на запросы другого и исследование самого себя.

2. Интегративное понимание и динамическое (т. е. меняющееся и углубляющееся в ходе процесс...

Другие файлы:

Проблемы, предмет и методы социальной психологии
История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX — начале XX вв...

Социальная психология
Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. П...

Предмет и методы социальной психологии. Отрасли социальной психологии

Предмет и задачи социальной психологии
Определение и дискуссия о предмете социальной психологии: современные представления. Задачи социальной психологии в обществе. Конкретные прикладные за...

Социальная психология.
или М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с. Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. Излагаются ф...