Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Социальная психология

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯПланВведение1. Методы социальной психологии2. Факторы формирования личности человека3. Психологические процессы в малой группеЗаключениеСписок использованных источников:ВведениеЧто же такое социальная психология? - это область психологии, изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях; - это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом; - это научное исследование поведения человека под влиянием, присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем. Обобщая данные определения, можно сказать: Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Опираясь на это определение, можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности. 1. Методы социальной психологииВ современной науке термином "методология" (от греч - Путь исследования или познания) обозначают три разных уровня научного знания. 1. Общая методология - это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, соответствия, дополнительности, развития и т.п. 2. Частная методология - совокупность частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых в конкретной области знания. 3. Методические приемы - совокупность методик исследования, терапии, развития и т.п. Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерны: 1) наличие конкретного объекта исследования; 2) дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач; 3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений. Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения, когнитивизм - образы, ценности, установки и т.п. Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, как в естественных науках (типа физики). Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и с трудом поддаются дифференциации. Приведенные примеры показывают, что совокупность общенаучных критериев применима к социальной психологии с большими оговорками. В 40-е годы американский социолог Р.Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории). 2) теории среднего уровня и 3) эмпирические обобщения. Теории среднего уровня - это совокупность эмпирически проверяемых гипотез и положений, выступающих как посредник между малыми рабочими гипотезами и, всеобъемлющими спекуляциями. Примерами таких теорий в социальной психологии являются теории: фрустрации - агрессии Миллера и Лолларда, когнитивного диссонанса Л.Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.Своеобразие социальной психологии связано, прежде всего о особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Такими объектами, в первую очередь, являются: личность отдельного человека, группы людей, взаимодействие между ними. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение к опросу обследуемого и т. п. моменты, их влияние на качество получаемой информации. Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, и т.п. Существуют различные классификации социально-психологических методов. Н.И. Шевандрин использует следующую типологию. Методы: 1) феноменологизации и концептуализации; 2) исследования и диагностики; 3) обработки и интерпретации; 4) коррекции и терапии: 5) мотивирования и управления; 6) обучения и развития; 7) конструирования и творчества. Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач. Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, кроме применения собственно социально-психологических методов обучения, знать, наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особен...
Другие файлы:

Структура социальной психологии как отрасли науки
Теоретическая социальная психология - оперирует гипотезами, идеями, научными представлениями, систематизирует все данные. Ведущими функциями являются:...

Социальная психология. Шпаргалки.
М.: Эксмо, 2008. - 32 с. Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательн...

Возрастная психология.
(Психология развития и возрастная психология.) М.: Гардарики, 2005 - 349 с. Учебник "Возрастная психология" представля...

Социальная психология
Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология и проблемы общества. Исторические формы социально-психологического знания...

Социальная психология.
М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. - 408 с. В учебном пособии, подготовленном в соответствии с программой курса «Социальная психология» для в...