Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением в школьных классах

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Участие школы в процессе развития ребенка. Потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми. Общение со сверстниками — специфический вид эмоционального контакта. Межличностные отношения подростков в классе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Актуальность. Проблема межличностных отношений в школьном классе подростков с девиантным поведением по своей актуальности заслуживает внимания не только работников правоохранительных органов, но и специалистов в области психологии и педагогики, учителей и родителей.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Девиантное поведение может рассматриваться как специфический способ самовыражения и поиска места в социуме. Любое поведение, в том числе и отклоняющееся от социальной нормы, является средством построения системы отношений, направленной на удовлетворение потребностей человека, важнейшим среди которых являются социальные потребности (в принадлежности, принятии, признанием группового вклада).

Отношения с окружающими и поведение человека теснейшим образом взаимосвязаны. Изменение поведение возможно через изменение отношений. Особенно это важно для подросткового возраста, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, а стремление занять значимое место в группе сверстников - доминирующим мотивом.

Важнейшей группой в жизни подростка является школьный класс, где протекает значительная часть его жизнедеятельности.

Выявление особенностей взаимоотношений девиантных подростков в школьном классе может создать дополнительные ресурсы повышения эффективности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Межличностные отношения подростков с девиантным поведением в школьных классах».

Объектом исследования являются подростки с девиантным поведением в школьном классе.

Предмет исследования - межличностные отношения девиантных подростков в школьных классах.

Цель исследования - выявить особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением в школьных классах.

Гипотеза исследования - межличностные отношения девиантных подростков в школьном классе характеризуются:

1) большим количеством «отвергаемых» подростков,

2) направленностью личности на конфликт,

3) конфликт и приспособление как ведущий тип отношения с друзьями и сверстниками

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по проблемам взаимосвязи отношений, поведения и особенностей межличностных отношений подростков в школьном классе.

2. Подобрать методы выявления особенностей межличностных отношений девиантных подростков в классе.

3. Провести эмпирическое исследование межличностных отношений девиантных подростков в классе.

4. провести количественную и качественную обработку полученных данных

5. Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить отличительные особенности межличностных отношений в классе подростков с девиантным поведением.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;

2) организационный метод - сравнительный;

3) эмпирические методы:

а) социометрия (диагностика межличностных отношений в группе);

б) модифицированный применительно выявлению отношений в группе вариант методики «Незаконченные предложении»;

4) методы количественной обработки (сравнение средних значений, выявление достоверных различий с использованием U-критерия Манна-Уитни, критерии Фишера и количественной обработки (сравнительных анализ) полученных данных.

Выборка испытуемых: учащиеся 6-х и 7-х классов школы №19 г. Красноярска.

Глава I. Теоретические основы межличностных отношений подростков в классе

1.1 Общение в подростковом возрасте

На протяжении десятилетия школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается в обучении, воспитании и развитии личности.

Общение подростка в школе -- форма проявления отрицательных аффективных переживаний, возникающих вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку или поведению. Ученик начинает неадекватно воспринимать отношение педагога к себе, считая его несправедливым в каждом случае взаимодействия. Наиболее часто «смысловой барьер» возникает в связи с отсутствием анализа учителем подлинных причин поступка ученика на основе отрицательных эмоциональных переживаний школьника в результате незаслуженного наказания и постоянных повторений педагогом одних и тех же мер воздействия.

Исследованиями в области общения занимались Выготский Л.С., Э. Гофман, Добрович А., Кон И.С., Я. Л. Коломинского, А. В. Киричука, X. И. Лий-метса, Реан А.А., Реймшмидт X., Д. Элкинд и другие.

Анализ современного педагогического процесса (Психологические программы развития личности, 1995) показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушить его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлексивности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию [5].

Развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшиеся стороны его личности, но и на те, которые находятся еще в стадии созревания, на «зону ближайшго развития» ребенка.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками -- это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой [17].

В-третьих, общение со сверстниками -- это специфический вид эмоционального контакта. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. «Теперь нет желания появляться во дворе, где всегда шум и гам, хочется уединиться, помечтать или подумать о чем-либо, хочется одному постоять у картины, побродить по городу, а потом опять вернуться к ребятам», -- пишет восьмиклассник.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства [20].

В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному.

Кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество -- тоска, субъектиное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления л...

Другие файлы:

Особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений подростков. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения. П...

Межличностные отношения девиантных подростков в школьных классах
Девиантное поведение как специфический способ самовыражения и поиска места в социуме. Анализ проблем межличностных отношений в школьном классе подрост...

Развитие межличностных отношений подростков
Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стил...

Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением
Психология девиантного поведения, основные направления его профилактики. Совладающее поведение (копинг-стратегии), механизмы психологической защиты. К...

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
Понятие и основные причины девиантного поведения детей и подростков. Особенности подростковых девиаций. Нормативно-правовая база, основные направления...