Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности личностного развития выпускников интернатов

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Возрастные особенности формирования личности в юношеском возрасте. Факторы, влияющие на личностное развитие. Психологическая характеристика социальной среды интерната. Особенности личности в юношеском возрасте как следствие влияния социума интерната.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе изучаются особенности личностного развития выпускников интернатов.

Актуальность этой темы в том, что, пройдя пути первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Ранний юношеский возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника интерната имеют первостепенное значение. Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности. Поэтому изучение особенностей личностного развития так важно.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей личностного развития выпускников интернатов.

Задачи курсовой работы включают в себя:

анализ литературных источников по проблеме особенностей развития личности в юношеском возрасте, ценностных ориентаций, самосознания, а также особенностей психического развития выпускников интернатов;

теоретическое и экспериментальное изучение особенностей личностного развития выпускников интернатов;

изучение основных факторов, влияющих на личностное развитие детей, лишенных родительского попечительства;

формулирование выводов.

Всякое событие в индивидуальной жизни и жизни общества опосредовано или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп. Вместе с тем в деятельности личности (личностей) конкретный социальный процесс в том или ином виде реализуется. Проблема личности - это проблема, с одной стороны, природы человека и его отличий от животных, а с другой - места, занимаемого личностью в обществе. Первая подразумевает анализ активности человека в природных условиях, а вторая - анализ активности в социальных структурах. Таким образом, значимость проблемы заключается, во-первых, в ответственности действующих членов общества перед настоящим и будущим поколением, во-вторых - в объективно возросшем значении личности человека в гражданском обществе, и, в-третьих - признание феномена «личности» центральной проблемой современной психологии.

1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Возрастные особенности формирования личности в юношеском возрасте

Ученые устанавливают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю.Кулагина выделяет старший школьный возраст - ранняя юность (16-17 лет), юность - от 17 до 20-23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет) [12, с.78].

Старший школьный возраст - возраст ранней юности, один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов. Речь, по существу, идет о переходе от детства к началу, истокам взрослой самостоятельной трудовой жизни. Как любой возраст он имеет свои особенности и проблемы.

С точки зрения марксистско-ленинской теории познания свойства формирующейся личности необходимо рассматривать в единстве общего, особенного и единичного, так как сама по себе личность всегда представляет собой нечто целое. В силу общности природы людей и их образа жизни, детерминированности классовыми, групповыми, национальными и другими влияниями в психическом складе личности вычленяют общие свойства, обозначающие сходные стороны и связи среди всех людей, и единичные - несходные стороны и связи., а следовательно, то, что присуще только отдельному лицу, что отличает его от всех остальных. Диалектическая взаимосвязь общего и единичного в человеке философами понимается как особенное. Опираясь на это положение, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь различных общих и единичных свойств в структуре личности образует характерные особенности всех ее компонентов.

Возрастные особенности - это характерные для того или иного периода психологические особенности, которые обладают тенденцией к проявлению в поведении всех представителей данного возрастного этапа [9,с.27]. К таким особенностям можно отнести прежде всего психологическую готовность к самоопределению - жизненному, личностному, профессиональному. Мы считаем, что о самом самоопределении еще нельзя говорить, так как имеем дело только с намерениями, желаниями, стремлениями, планами на будущее и т.п., не реализованными в действительности. Психологическая готовность, на наш взгляд, должна включать определенный уровень развития самосознания школьников, временной перспективы, ценностных ориентаций и т.д. Нужно подчеркнуть, что психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем.

Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи.

И.С. Кон отмечает, что социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей [8, с.56]. И это является большим стрессовым фактором.

По мнению И.В. Шаповаленко, психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую ещё весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы [36, с.245].

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни [6, с.311].

Л.И. Божович отмечает, что самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию.

В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [1, с.78].

Психологический критерий «вхождения» в юность связан, по мнению И.В. Шаповаленко, с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юношей и девушек. Начало этого процесса относится к подростковому возрасту, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, создаёт образы будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед юношами и девушками совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения [36, с.265].

Структу...

Другие файлы:

Программа подготовки выпускников детских домов и интернатов к семейной жизни
Основные направления социально-педагогической деятельности по развитию представлений о поло-ролевых, семейно-бытовых установках, о том, как правильно...

особенностей формирования жизненных планов выпускников интернатов
Особенности жизненных планов в юношеском возрасте, закономерности формирования. Психическое развитие и личностные особенности воспитанников интернатов...

Явления депривации у детей – воспитанников школ-интернатов и детских домов
Особенности психического развития детей-сирот, состояние "материнской депривации". Проблема социальной депривации воспитанников школ-интернатов и детс...

Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи
Формирование личности в онтогенезе, периодизация и психологическая характеристика кризисов развития. Особенности личностного развития и игровой деятел...

Оценка социально-личностного развития дошкольников
Сущность и содержание понятия "социализации", особенности и этапы протекания данного процесса в дошкольном возрасте. Изучение уровня социально-личност...