Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Программа подготовки выпускников детских домов и интернатов к семейной жизни

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Основные направления социально-педагогической деятельности по развитию представлений о поло-ролевых, семейно-бытовых установках, о том, как правильно выбрать спутника жизни, о значении семьи в жизни человека у выпускников детских домов и интернатов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики

Программа подготовки

выпускников детских домов и интернатов

к семейной жизни

Автор-составитель:

студентка 4 курса

группы ПП-43 заочной формы

обучения специальности

«Педагогика и психология»

Геворкян М.А.

Преподаватель:

Доктор педагогических наук

Симонова Галина Ивановна.

Киров

2010

Пояснительная записка

Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. И одним из главных моментов этой самостоятельной жизни становится создание собственной семьи. Актуальность данной программы заключается в том, что выпускникам учреждений интернатного типа это сделать особенно сложно, так как у них опыт внутрисемейной жизни либо отсутствует полностью, либо имелся весьма негативный, особенно если ребёнка поместили в это учреждение по причине лишения его родителей родительских прав. У таких детей как правило недостаточно развиты представления о поло-ролевых и семейно-бытовых установках, о принципах воспитания детей в условиях семьи, о том, как правильно выбрать спутника жизни.

Исходя из требований и сущности принципов создания семьи, целью программы является формирование у воспитанников учреждения интернатного типа представлений о семье и её значении в жизни человека.

Цель достижима при решении ряда задач:

1. сформировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д.;

2. обучить правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

3. сформировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

4. сформировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, ответственности за их здоровье;

5. сформировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Эти задачи решаются на таких формах занятий, как беседы, дискуссии, ролевые игры, решение и анализ ситуаций, мозговой штурм. Помимо тех структурных элементов занятий, указанных в содержании, допустимы так же и психологические тестирования, соответствующие теме каждого занятия.

Программа рассчитана на воспитанников учреждений интернатного типа в возрасте от 14 до 16 лет.

Срок реализации: 8 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 2 часа.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка.

Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи.

Календарно-тематический план

Тема.

Количество часов.

1.

Что такое моя семья?

2

2.

В чём кроется секрет семейного счастья?

2

3.

Бюджет семьи.

2

4.

Семейные обязанности.

2

5.

Планирование семьи.

2

6.

Решение семейных проблем.

2

7.

Общение с родственниками по браку.

2

8.

Заключительное занятие.

2

Итого:

16

Содержание

Занятие № 1. Что такое моя семья?

Счастье -- это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Цель: определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций.

1. Знакомство

Каждый участник группы (по кругу) встает, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным, например: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и др. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Что такое семья?

Ведущий: Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. семья выпускник интернат подготовка

В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816 - 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818 - 1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи: Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Важнейшими функциями семьи являются:

- репродуктивная (рождение детей);

- экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);

- хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

- воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

- социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

- восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);

- коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

Другие файлы:

Явления депривации у детей – воспитанников школ-интернатов и детских домов
Особенности психического развития детей-сирот, состояние "материнской депривации". Проблема социальной депривации воспитанников школ-интернатов и детс...

Анализ возможности повышения социальной компетентности в группе подростков 15-16 лет, выпускников детских домов
Сущность и определение социальной компетентности. Особенности развития подростков 15-16 лет, выпускников учреждений сиротского типа. Социально-культур...

особенностей формирования жизненных планов выпускников интернатов
Особенности жизненных планов в юношеском возрасте, закономерности формирования. Психическое развитие и личностные особенности воспитанников интернатов...

Технологии социальной работы с выпускниками детских домов
Выпускники детского дома как клиенты социальной работы. Тема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характ...

Программа молодежного физкультурно-спортивного движения "Олимпийские надежды Беларуси"
Физкультурно-оздоровительная программа "Олимпийские надежды Беларуси" для детей 6-18 лет - учащихся специализированных учебных заведений: детских дошк...