Программа подготовки выпускников детских домов и интернатов к семейной жизни
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Педагогический факультет
Кафедра педагогики
Программа подготовки
выпускников детских домов и интернатов
к семейной жизни
Автор-составитель:
студентка 4 курса
группы ПП-43 заочной формы
обучения специальности
«Педагогика и психология»
Геворкян М.А.
Преподаватель:
Доктор педагогических наук
Симонова Галина Ивановна.
Киров
2010
Пояснительная записка
Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. И одним из главных моментов этой самостоятельной жизни становится создание собственной семьи. Актуальность данной программы заключается в том, что выпускникам учреждений интернатного типа это сделать особенно сложно, так как у них опыт внутрисемейной жизни либо отсутствует полностью, либо имелся весьма негативный, особенно если ребёнка поместили в это учреждение по причине лишения его родителей родительских прав. У таких детей как правило недостаточно развиты представления о поло-ролевых и семейно-бытовых установках, о принципах воспитания детей в условиях семьи, о том, как правильно выбрать спутника жизни.
Исходя из требований и сущности принципов создания семьи, целью программы является формирование у воспитанников учреждения интернатного типа представлений о семье и её значении в жизни человека.
Цель достижима при решении ряда задач:
1. сформировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д.;
2. обучить правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
3. сформировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
4. сформировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, ответственности за их здоровье;
5. сформировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Эти задачи решаются на таких формах занятий, как беседы, дискуссии, ролевые игры, решение и анализ ситуаций, мозговой штурм. Помимо тех структурных элементов занятий, указанных в содержании, допустимы так же и психологические тестирования, соответствующие теме каждого занятия.
Программа рассчитана на воспитанников учреждений интернатного типа в возрасте от 14 до 16 лет.
Срок реализации: 8 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 2 часа.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка.
Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи.
Календарно-тематический план
№ |
Тема. |
Количество часов. |
|
1. |
Что такое моя семья? |
2 |
|
2. |
В чём кроется секрет семейного счастья? |
2 |
|
3. |
Бюджет семьи. |
2 |
|
4. |
Семейные обязанности. |
2 |
|
5. |
Планирование семьи. |
2 |
|
6. |
Решение семейных проблем. |
2 |
|
7. |
Общение с родственниками по браку. |
2 |
|
8. |
Заключительное занятие. |
2 |
|
Итого: |
16 |
Содержание
Занятие № 1. Что такое моя семья?
Счастье -- это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.
Народная мудрость
Цель: определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций.
1. Знакомство
Каждый участник группы (по кругу) встает, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным, например: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и др. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Что такое семья?
Ведущий: Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. семья выпускник интернат подготовка
В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816 - 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818 - 1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи: Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Важнейшими функциями семьи являются:
- репродуктивная (рождение детей);
- экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);
- хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);
- воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);
- социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);
- восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);
- коммуникативная (общение, обмен информацией).
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.
Явления депривации у детей – воспитанников школ-интернатов и детских домов
Особенности психического развития детей-сирот, состояние "материнской депривации". Проблема социальной депривации воспитанников школ-интернатов и детс...
Анализ возможности повышения социальной компетентности в группе подростков 15-16 лет, выпускников детских домов
Сущность и определение социальной компетентности. Особенности развития подростков 15-16 лет, выпускников учреждений сиротского типа. Социально-культур...
особенностей формирования жизненных планов выпускников интернатов
Особенности жизненных планов в юношеском возрасте, закономерности формирования. Психическое развитие и личностные особенности воспитанников интернатов...
Технологии социальной работы с выпускниками детских домов
Выпускники детского дома как клиенты социальной работы. Тема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характ...
Программа молодежного физкультурно-спортивного движения "Олимпийские надежды Беларуси"
Физкультурно-оздоровительная программа "Олимпийские надежды Беларуси" для детей 6-18 лет - учащихся специализированных учебных заведений: детских дошк...