Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности интернет-зависимого поведения студентов

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Факторы, влияющие на социальное поведение личности. Особенности и типы интернет-зависимого поведения. Исследование взаимосвязи высокой потребности в общении и повышенного уровня тревожности у студентов с формированием у них зависимости от интернета.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения

1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности

1.2 Факторы, влияющие на социальное поведение личности

1.3 Особенности интернет-зависимого поведения

Глава 2. Экспериментальное изучение Интернет-зависимого поведения студентов

2.1. Организация исследования

2.2. Описание используемых методик

2.3. Результаты исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1 Тест К.Янг

Приложение 2 Методика определения потребности в общении

Приложение 3. Методика Айзенка

Введение

Одной из ключевых особенностей современного мира является быстрое развитие компьютерных и информационных технологий. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете, так как он имеет некоторые особенности по сравнению с другими информационными технологиями.

С увеличившейся компьютеризацией и “интернетизацией” общества стала актуальной проблема патологического пользования Интернет, за границей, отмеченная еще в конце 80-х XX века.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, целей, потребностей, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. И хотя, эти процессы пока еще протекают в скрытой форме и не затрагивают подавляющее большинство людей, потенциальное влияние этих процессов на всю нашу жизнь очень велико. Чем глубже проникает в структуру общества глобальная сеть, тем больше новых проблем и вопросов она порождает. Благодаря особенностям общественной психологии вместе с вопросами возникают и новые страхи.

Сегодня одним из основных страхов, связанных с Сетью, является страх развития зависимости от Интернета, так называемый феномен Интернет - аддикции, активно обсуждаемый с середины 90-ых годов прошлого века.

Впервые предложил термин "зависимость" (addiction) в 1996 году американский психолог доктор психологических наук Айвен Голдберг для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета. В самом общем виде Интернет - зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом".

В настоящее время Интернет-зависимость рассматривается как часть зависимости от компьютера вообще (Pathological Computer Use). Влияние Интернета на человека обуславливается качественно новыми возможностями систем виртуальной реальности и Интернета как самой комплексной системы. Отныне активность человека не ограничена его позицией зрителя, читателя или слушателя, он сам может включаться в действие и влиять на происходящее.

Объект исследования: социальное поведение пользователей сети интернет.

Предмет исследования: интернет-зависимое поведение студентов.

Цель исследования: выявить особенности интернет-зависимого поведения студентов.

Гипотеза исследования: студенты, имеющие высокую потребность в общении и повышенный уровень тревожности подвержены формированию Интернет-зависимости.

Задачи исследования:

Рассмотреть основные подходы к изучению социального поведения личности.

Рассмотреть факторы, влияющие на социальное поведение личности.

Проанализировать особенности интернет-зависимого поведения.

Экспериментально изучить особенности интернет-зависимого поведения студентов.

Проанализировать результаты эмпирического исследования на предмет подтверждения гипотезы.

Сформулировать выводы по результатам теоретического анализа и сопоставить их с эмпирическими результатами.

Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения

1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности

C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной.

Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами.

Обращаясь к различным теоретическим направлениям, мы получаем два общих принципа понимания социального поведения.

Во-первых, социальное поведение ориентировано на цели. Люди имеют кратковременные непосредственные цели, например получения согласия от определенного человека прийти на свидание в субботу вечером, более общие долговременные цели - хорошее настроение, и основные мотивы - приобретение статуса и привлечение партнеров.

Во-вторых, мотивы и другие аспекты человека постоянно взаимодействуют с особенностями ситуации. Чтобы полностью понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, важно учесть сложный способ выбора людей и ситуаций, реагирование и взаимное изменение человека и ситуации в течение времени [1, с. 29-32].

Цели определяют социальное поведение на нескольких уровнях. На поверхностном уровне мы можем составить длинный список повседневных целей: разузнать последние сплетни на работе, получить утешение после провала на экзамене, избежать разговора с надоедливым соседом, произвести хорошее впечатление на учителя, назначить свидание на ближайший субботний вечер. Если брать уровень выше, - мы преследуем долгосрочные цели: добиться репутации компетентного в своем деле человека, выглядеть привлекательным, произвести на кого-либо хорошее впечатление или завести роман. Эти более долгосрочные цели часто связаны с некоторыми повседневными целями: развитие романтических отношений включает в себя краткосрочные цели, такие как свидание в субботний вечер и утешение от своего партнера после экзамена. Большое количество исследований социального поведения посвящены этим более широким целям, которые играют важную роль в изучении причин социального поведения.

На самом высоком уровне можем задать вопрос о базовых мотивах - основных функциях социального поведения. Так, например, успех в карьере и установление связей с людьми из высшего общества можно обозначить как базовый мотив “достижения и поддержания статуса”. Мы не всегда осознаем эти более глубокие мотивации, однако они оказывают сильное влияние на социальное взаимодействие. Чтобы лучше понять эти фундаментальные мотивы, рассмотрим некоторые мотивы, изучавшиеся социальными психологами.

Несмотря на различия, все основные подходы в социальной психологии имеют два общих ключевых предположения. Во-первых, люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию. Феноменология и когнитивная психология указывают на сознательные цели человека в конкретной ситуации, когда, например, рекламная фраза “У папы скоро день рождения!” напоминает вам, что нужно срочно бежать и купить еще один галстук, такой же, как тот, который ваш папа так расхваливал в прошлом году. Психология научения подчеркивает, что прошлые награды и поощрения заставляют людей стремиться к одним целям и избегать других. Эволюционная психология определяет социальные мотивации, которые восходят к прошлому: например, люди, входившие в социальные группы, в которых преобладала взаимопомощь, оказывались более удачливыми в сохранении и передаче своих генов, чем эгоцентричные отшельники.

Вторая общая теоретическая нить направлена на взаимодействие человека и ситуации. Все основные подходы психологии подразумевают, что внутренние мотивации каждого из нас взаимодействуют с внешними ситуациями, в которых мы оказываемся. Например, эволюционная психология определяет, каким образом ситуации, связанные с выживанием и репродукцией, провоцируют внутренние реакции, такие как гнев, страх, сексуальное возбуждение. Теоретики социального научения исследуют то, как усвоенные реакции индивидуума связаны с поощрениями и наказаниями, принятыми в данной социальной среде. Теоретики когнитивного подхода изучают связь мыслительных процессов индивидуума и постоянных изменений социальной ситуации. Итак:

1. Социальное поведение является целенаправленным. Люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию.

2. Социальное поведение представляет собой постоянное взаимодействие между личностью и ситуацией.

Цель социального поведения заключается в преобразовании окружающей дейст...

Другие файлы:

Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков
Соотношение понятий "зависимость" и "аддикция" в психологии, медицине, социологии, философии. Психологические особенности подросткового возраста. Осно...

Особенности межличностного взаимодействия у подростков в условиях Интернет-аддикции
Обзор общих характеристик межличностных отношений как социально-психологического феномена. Возрастные особенности межличностного взаимодействия у подр...

Взаимосвязь склонности к Интернет-аддикции с особенностями детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Изучение основных подходов к классификации детско-родительских отношений. Виды и общая характеристика зависимого поведения. Обзор особенностей психиче...

Табакокурение как одна из форм аддиктивного поведения
Факторы развития зависимого поведения. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения детей. Индивидуально ли...

Аддиктивное поведение
Понятие аддиктивного поведения, его проявление в форме алкоголизма и наркомании. Критерии зависимого поведения в девиантной психологии. Особенности ди...