Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение сущности кратковременной памяти - одного из видов памяти, характеризующегося ограниченным временем хранения информации и ограниченным количеством удерживаемых элементов. Исследование объема кратковременной памяти на цифровые и буквенные стимулы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

1.1 Исследование кратковременной памяти в психологической науке

1.2 Факторы эффективности кратковременного запоминания

1.3 Возрастные особенности объема запоминания

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ НА ЦИФРОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ СТИМУЛЫ

2.1 Методика и организация эксперимента

2.2 Результаты исследования объема кратковременной памяти старшеклассников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Кратковременная память позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней информации до завершения консолидации следов. Продление сохранения достигается рядом психологических приемов, наиболее известный из них - проговаривание (вербальное кодирование), его преимущество - большая доступность для произвольного воспроизведения. Обобщение, схематизация, наглядность - естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение, в ней производятся первый отбор и обобщение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решения, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком. Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц, и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Таким образом, основной целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение основных особенностей развития памяти в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Осуществить анализ литературы по проблеме памяти в психологической науке.

2. Проанализировать особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов.

Объект исследования - кратковременная память.

Предметом изучения данной курсовой работы является зависимость объема слуховой и кратковременной памяти от длины алфавита стимулов.

Гипотеза нашей работы заключается в предположении того, что объем слуховой и кратковременной памяти зависит от длины алфавита стимулов.

ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

1.1 Исследование кратковременной памяти в психологической науке

Люди отличаются друг от друга не только тем, какой материал они лучше запоминают. Естественно, что музыкант-профессионал обычно успешно запоминает музыку, художник или охотник отличаются обычно высокоразвитой зрительной памятью, у спортсмена чаще всего наиболее развита память на движения. Но различными бывают и основные качества каждого вида памяти, например: объем (сколько может человек сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). Особенно важна, степень владения человеком своей памятью, т. е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.

Память проявляется в специальной деятельности человека. Она носит название «мнемической» («мнема» - способность запечатления). Очень часто интерес действует как будто самостоятельно. Материал запоминается или «всплывает» в памяти человека без всякого его усилия, даже порой против его желания. Возникает какой-то навязчивый музыкальный мотив, оживает страшная картина автомобильной катастрофы и т. д. Такая память носит название непроизвольной.

Кратковременная память - один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной. Необходимым условием перевода информации в кратковременную является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основной механизм удержания в кратковременной памяти - повторение. Посредством укрупнения единиц, находящихся в этом виде памяти (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней может быть увеличено. Кодирование в кратковременной памяти осуществляется в соответствии с модальностью ввода. Элементы, удерживаемые в данном виде памяти, либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени.

Некоторые исследователи отождествляют кратковременную память и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым кратковременная память рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин). Термин «кратковременная память» часто употребляется для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминания материала. Некоторые психологи в качестве аналога кратковременной памяти предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности.

Долговременная память - элемент трехкомпонентной модели памяти. Блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. К этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.

Долговременная память связана с пластическими перестройками различных элементов нейронов и синаптического аппарата. Показано, что воздействия, нарушающие кратковременную память (наркоз, электрический шок, гипотермия, контузия), не затрагивают долговременную память. В тоже время блокаторы синтеза белка, не затрагивая кратковременной памяти, блокируют ее переход в долговременную. Сформировавшаяся долговременная память чрезвычайно устойчива к различным воздействиям.

Успехи в расшифровке генетической памяти и механизма ее реализации способствовали становлению представлений о роли матричных молекул и управляемого ими синтеза белка в стабильной фиксации и индивидуального опыта. Очень тонкие биохимические исследования, проведенные главным образом в лаборатории Хидена, а также многочисленные весьма изощренные физиологические эксперименты привели к накоплению большого количества фактов, расценивавшихся как свидетельство справедливости представлений об особой роли РНК в качестве носителя долговременного следа. Однако интенсивная экспериментальная и теоретическая разработка проблемы привела к тому, что в последнее время все более внушительными становятся возражения против таких представлений.

Возможный кандидат на роль носителя следов долговременной памяти должен, очевидно, отвечать следующим требованиям: а) под влиянием проявлений активности нейрона (в виде быстрых и медленных электрических процессов, химических превращений типа выделения медиатора и его взаимодействия с воспринимающим субстратом и т.п.) в нем должны возникать стабильные изменения; б) эти изменения должны быть специфически связаны с вызвавшим их воздействием, т. е. нести специфическую информацию о нем, которая и подлежит извлечению при считывании; в) они должны сохраняться, несмотря на постоянно происходящее обновление вещества нервной ткани; г) раз возникнув, эти изменения должны быть как-то «защищены» от последующих превращений в связи с поступлением новых порции изменяющего воздействия. При оценках же результатов экспериментального анализа необходимо учитывать, с одной стороны, что фиксация следа в клетке зависит от целого ряда процессов, лежащих в основе общих проявлений ее жизнедеятельности, и что, следовательно, вмешательство в такие процессы может неспецифическим образом нарушить эту фиксацию. С другой стороны, следует помнить, что функция памяти тестируется обычно на проявлениях целостной деятельности организма и что нарушения в этой деятельности (например, в формировании условного рефлекса) под влиянием того или иного экспериментального воздействия отнюдь не обязательно связаны с первичным нарушением памяти, а могут быть следствием нарушения других процессов (операций), участвующих в формировании или реализации подобных проявлении.

К настоящему вр...

Другие файлы:

Развитие памяти в дошкольном возрасте
Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и...

Особенности нарушений развития кратковременной памяти у детей с органическими непсихотическими расстройствами
Характеристика нарушений высших психических функций у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга. Сравнительный анализ осо...

Память как интегративный психический процесс
Развитие памяти в онтогенезе. Мозговые системы, обеспечивающие память. Физиологические основы, процессы и индивидуальные особенности памяти. Диагности...

Особенности памяти младших школьников
Определение памяти. Сущность и развитие процесса. Виды памяти и их особенности. По способу хранения материала. По преобладающему анализатору. Особенно...

Гендерные особенности долговременной и кратковременной памяти
Общее представление о краткосрочной и долгосрочной памяти. Научный базис гендера. Классификация видов и проявлений памяти. Время хранения информации п...