Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности агрессивности подростков и пути помощи

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Основные теории о природе человеческой агрессивности. Формы и виды агрессивности личности. Особенности агрессивности подростков и факторы, обуславливающие их проявление. Методика коррекционной работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессивности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский Гуманитарный Институт

Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Тема: Особенности агрессивности подростков и пути помощи
Выпускная квалификационная работа
Студентки 5-го курса заочного обучения
Вахитовой Лилии Ибрагимовны
Научный руководитель:
преподаватель кафедры ПП ПФ
Гуляева Капитолина Юрьевна
Новосибирск
2011

Оглавление

Глава 1. Агрессивность как проблема исследований в современной психологии

1.1 Определение агрессивности в психологической науке

1.2 Основные теории на природу человеческой агрессивности

1.3 Формы и виды агрессивности личности

Глава 2. Причины и специфика агрессивных проявлений подростков

2.1 Подростковый возраст и его особенности

2.2 Особенности агрессивности подростков и факторы, обуславливающие их проявление

2.3 Особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессивности

Глава 3. Экспериментальное исследование по изучению агрессивности у подростков 13-14 лет

3.1 Методы и организация экспериментального исследования

3.2 Результаты изучения агрессивности подростков 13-14 лет

3.3 Анализ результатов проведенного исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

агрессивность подросток коррекция

Актуальность темы. На современном этапе развития общества наблюдается тенденция к росту случаев отклоняющегося поведения у детей и подростков. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме поведенческих отклонений или как сейчас их принято называть: «трудных детей». Психологи, педагоги, социологи, физиологи, врачи и другие специалисты пытаются разобраться в причинах этого феномена. Особенно волнует исследователей агрессивность, которая наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Главное содержание подросткового возраста представляет его переход от детства к взрослости. В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки личности. Этот процесс преобразования и определяет все основные поведенческие особенности детей подросткового возраста. Характерным явлением стал тот факт, что изменения в поведении ребенка трудно объяснить законами нормального развития и созревания. Именно этим обусловлена актуальность проблемы агрессивных проявлений в поведении у подростков.

Анализ научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности агрессивности, его генезиса и особенностей проявления. Это позволяет очертить проблемное поле изучения феномена: изучение агрессивности как социально-психологического феномена (Г.М. Андреева); изучение культурно-исторических форм агрессивности; психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, И.В. Дубровина И.С. Кон).

Передавая социально полезный опыт, родители, порой, передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Обзор взаимосвязи между типом отношений «родители-ребенок» и агрессивными проявлениями подростков позволяет прийти к заключению, что этот фактор предопределяют агрессивность подростка. Поэтому коррекцию агрессивности у детей и подростков следует начинать с консультирования его родителей. Данное исследование также рассматривает возможности консультационной работы в этом направлении.

Актуальность выделенной проблемы определила выбор темы исследования - «Особенности агрессивности подростков и пути помощи».

В связи с выделенной темой определена цель научно-экспериментального исследования: изучить особенности агрессивности у подростков 13-14 лет и рассмотреть эффективные приемы помощи.

Цель исследования определила его объект и предмет.

Объект исследования - агрессивность как социально-психологическое явление.

Предмет исследования - особенности агрессивности подростков 13 - 14 лет.

В основу исследования положена рабочая гипотеза: агрессивность в подростковом возрасте связана с недостаточным уровнем потребности в общении. Подростки, испытывающие коммуникативные затруднения в отношении с родителями, более агрессивны, следовательно, помощь таким подросткам необходимо начинать с консультационной работы с родителями подростков.

В связи с целью и гипотезой исследования определены следующие его задачи:

1. Сделать анализ научно-теоретической литературы по проблемам исследования;

2. Рассмотреть причины и особенности агрессивных проявлений подростков.

3. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей агрессивности подростков 13 - 14 лет.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- наблюдение за поведением подростков 13-14 лет в разных видах деятельности;

- тестирование. Использовались методики: индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н. Собчик, опросник социализации для подростков «Моя семья», тест «Изучение потребности в общении» Ю.М. Орлова, методика «Направленность личности» В. Смекайло и М. Кучера;

- корреляционный анализ.

Методологическая основа исследования. Исходными для нашего исследования явились представления о связи личностного развития ребенка школьного возраста с ведущими потребностями, прежде всего, с потребностью в устойчивом положительном представлении о себе, потребностью в благоприятных взаимоотношениях с родителями.

Теоретическая основа исследования связана с представлениями о том, что формирование особенностей поведения происходит в процессе усвоения ребенком общественных ценностей, социальных требований, норм и идеалов.

База исследования: в исследовании принимали участие 30 человек в возрасте 13-14 лет, учащиеся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 5 г. Якутска.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.

Теоретическая значимость работы: заключается в представленном рассмотрении проблемы агрессивных проявлении человека, а так же уточнение особенностей подростковой агрессивности.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут найти применение в практической деятельности педагога - психолога, учителей школ, социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних.

Глава 1. Агрессивность как проблема исследований в современной психологии

1.1 Определение агрессивности в психологической науке

Различные формы человеческого поведения, относимые в современной науке к феномену агрессивности, отмечались и подвергались научному анализу уже первыми мыслителями древности (Аристотель, Платон, Сократ, Заратустра и их последователями). В более поздние века практически все мыслители в большей или меньшей степени касались проблемы насилия, враждебности, зла, агрессии.

В психологической литературе различают понятие «агрессия» и «агрессивность». Рассмотрим каждые из них. Современный словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психическое переживание».

Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий.

Басов М.В. предложил такое определение агрессии. Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определения агрессии, многие специалисты в области социальных наук, в настоящее время склоняются к следующему определению: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мот...

Другие файлы:

Агрессивное поведение у детей и подростков
Понятие агрессии и агрессивности в психологии. Основные причины агрессивного поведения. Особенности проявления агрессивности у детей и подростков. Мет...

Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков
Психические состояния как психологическая проблема, типы и направления исследования. Особенности агрессивного поведения и психических состояний подрос...

Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми
Понятие агрессивности в психологии, причины ее возникновения и особенности проявления у подростков. Сущность доброкачественной и злокачественной агрес...

Практическое исследование агрессивности подростков
Сущность агрессии и агрессивности. Основные психологические направления исследования агрессивности. Эмпирическое исследование агрессивности как личнос...

Теоретико-практический анализ проблемы агрессивности в детско-подростковом сообществе
Проблема агрессивности в психологии. Теория агрессии и ее детерминанты. Психология подросткового возраста. Агрессивность в личностных характеристиках...