Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Основные новообразования младенчества

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Периодизация и новообразования младенческого возраста, его характеристика в разных психологических школах. Особенности социализации ребёнка. Подходы к изучению взаимодействия ребёнка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

31

Размещено на

Современная Гуманитарная Академия

Курсовая работа

По дисциплине Психология развития и возрастная психология

На тему Основные новообразования младенчества

Суськова Анна Дмитриевна

№ контракта 09207070701002

Содержание

Введение

1. Теоретические основы младенческого возраста

1.1 Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах

1.2 Новообразования младенческого возраста

1.3 Особенности общения со взрослыми в младенческом возрасте

2. Особенности социализации ребёнка

2.1 Теории привязанности

2.2 Отечественные концепции социального развития

2.3 Подходы к изучению взаимодействия ребёнка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам младенческого возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Проблемой младенческого возраста занимались многие психологи: М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.

Младенчество - период, когда ребёнок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорождённого с малым набором врождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Исследователи Р. Спитц и Дж. Боулби отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Цель работы: изучить литературу по проблеме основные новообразования младенчества.

Задачи работы:

· Дать характеристику младенческого возраста в разных психологических школах.

· Определить новообразования младенческого возраста.

· Изучить особенности социализации ребёнка.

Методы: теоретический анализ литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, приложения.

1. Теоретические основы младенческого возраста

1.1 Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах

Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики.

Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда - «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития).

Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Флинта, 2004.-С.56.

Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение.

Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков.

Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения.

Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п.

Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры.

Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей.

Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми.

На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение.

Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок - предмет» и «ребенок - взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.:Педагогика, 2001.-С.344.

Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие - это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Таким образом, имеются различные теории на психическое развитие младенческого возраста. Нам близка больше Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, где младенец рассматривается к...

Другие файлы:

Основные новообразования младенчества
Значение безусловных рефлексов для новорожденного. Особенности развития его органов чувств и эмоциональной сферы. Роль общения со взрослыми в развитии...

Система здравоохранения в странах мира. Инвалидность: методика изучения. Злокачественные новообразования
Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы. Определение термина "инвалидность". Группы и прич...

Новообразования старшего школьного возраста
Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральн...

Основные новообразования младенчества
В последее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как обнаруживается, что первые...

Психосоциальное развитие дошкольников
Основные структуры личности. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника. Психическое развитие дошкольника. Основные психологические новообразован...