Мотивационный аспект в профессиональном становлении студента-журналиста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Курсовая работа ПО тЕМЕ:
МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТА-ЖУРНАЛИСТА
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии очень важен для каждого человека. После окончания школы перед выпускниками открывается огромный спектр специальностей, и сделать единственно верный выбор невероятно сложно. Дети руководствуются советами родителей, знакомых, личными пристрастиями, а кого-то в школе готовили к выбору профессии. Так или иначе выбор делается между точными и гуманитарными специальностями.
Профессия журналист является одной из самых востребованных гуманитарных профессий в настоящее время. По данным на 2006 год, которые представлены Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные - высшее, как правило, негуманитарное.
Тем не менее, на факультетах журналистики российских вузов, а в частности ЧелГУ, уже не первый год наблюдается такая картина, когда студенты, получающие и получившие журналистское образование, не хотят работать по профессии. Этот факт натолкнул нас на несколько вопросов: почему люди поступают на факультет журналистики, если не хотят работать в этой сфере? С какими причинами связано нежелание студентов реализовывать себя в выбранной профессии? Кем же тогда заполнен рынок труда в СМИ? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей работе.
Актуальность данной работы обусловлена наличием проблемы выбора профессии журналист и сложности дальнейшей реализации в сфере журналистики.
Цель работы - выявить субъективные и объективные причины потери профессиональной ориентации студентами-журналистами. Для достижения этой цели выдвигается ряд задач:
1.исследовать проблему мотивации в профессиональной деятельности на основе теоретических источников;
2.составить анкету на предмет выявления первичной мотивации студентов-журналистов;
3.провести социологический опрос на тему «Будут ли студенты-журналисты работать по профессии?»;
4.выделить внутреннюю и внешнюю мотивации;
5.определить причины потери мотивации в процессе обучения.
Объектом исследования является профессиональная деятельность журналиста.
Предметом исследования - профессиональная мотивация журналистов.
Теоретической базой для данной работы послужили труды выдающихся исследователей: Хекхаузена, Климова, Олешко и др.
Материалом исследования - данные проведенного среди студентов-журналистов социального опроса.
Методы исследования: общенаучные - анализ, синтез, описание, профессиональные - анкетирование.
Практическая ценность исследования заключается в том, чтобы в процессе анализа выявить причины потери профессиональной мотивации студентов и наметить пути решения назревшей проблемы.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы
1.1 Компетентностный подход в образовании журналиста
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа и вуз не знаниями должны обеспечить ребёнка, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед учебными учреждениями ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
|
Цель обучения |
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
|
Основная формула результата образования |
«Знаю, что» |
«Знаю, как» |
|
Характер образовательного процесса |
Репродуктивный |
Продуктивный |
|
Доминирующий...
Другие файлы:
Производственная практика и ее результаты Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов дошкольного факультет Курс «Профессиональная этика журналиста» студента 3 курса о/з отделения ижлт Баландинского Николая |