Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Массовое сознание как объект психологического воздействия

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Феномен массового сознания и его специфические черты. Психологическое воздействие на сознание аудитории через формирование общественного мнения. Методы и механизмы пропагандистского поведения, использование подражания. Сущность общественного мнения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

19

Размещено на

Введение

Сегодня, в начале ХХI века, формирование информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия системы средств массовой информации, массовой коммуникации и массового сознания. Поэтому вопрос о «массовизации» современного общества стал в последние годы одной из ведущих и широко разрабатываемых проблем.

Массовое сознание - это особый тип общественного сознания; это продукт осознания людьми социальных условий, своего социального бытия и усвоения информации и знаний, получаемых из средств массовой информации, социальной и политической коммуникации. Массовое сознание пронизывает все сферы общественной жизни, проявляясь в каждой из них в разной степени (сфере материального производства, социальной жизни, сферах социальной регуляции и духовной).

Исследования показывают, что проблема психологического воздействия на массовое сознание в различных сферах жизнедеятельности общества, где применяются разнообразные методы информационного, психологического, технологического прессинга, сегодня стоит весьма остро. Современные технологии позволяют влиять на сознание, на психику огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.

Данной проблематикой занимаются такие авторы как Г.Г. Дилигенский, А.К. Уледов, Б.А. Грушин, Д.В. Ольшанский и пр. Широкое освещение проблема массового сознания получила в газетной и журнальной публицистике, в книгах и статьях философов, социологов, социальных психологов, политологов (Г.М. Андреева, В.А. Анникова, А.А. Бодалев, Т.В. Науменко, Л.В. Виноградова и др.

Цель данной работы - изучение особенностей массового сознания как объекта психологического воздействия. Для этого решим следующие задачи:

- дадим понятие феномену массового сознания и выявим его специфику;

- изучим особенности психологического воздействия на массовое сознание через формирование общественного мнения.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Феномен массового сознания и его специфика

Все взгляды на массовое сознание можно объединить в два основных подхода. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - С. 21. С одной стороны, массовое сознание - конкретный вариант общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания, объединяющих представителей различных групп, но не имеющих отчетливо группового характера. Согласно данной точки зрения , проявления массового сознания носят случайный характер и выступают в качестве признаков временного стихийного варианта развития.

С другой стороны - массовое сознание рассматривается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда это сознание вполне определенного социального носителя - «массы», которое возникает как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся в сходных жизненных условиях и уравнивающих их. При таком подходе массовое сознание оказывается более глубоким образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.

Таким образом, массовое сознание - это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых), однако несводимый к ним.

Подобно групповым (классовым, национальным, этническим, профессиональным и иным) формам общественного сознания, оно выделяется не в зависимости от содержательных характеристик, познавательных способностей, экспрессивных свойств, но прежде всего на основе особенностей его носителя. При этом если носителями названных форм общественного сознания являются те или иные группы общества, то в массовом сознании выступает особая совокупность индивидов - масса.

В то же время, следует отметить двойственность трактовки носителя массового сознания. С одной стороны, это индивиды как члены массовых, действующих в масштабах всего общества социальных объединений; с другой - некий надгрупповой и надличностный феномен, результат взаимодействия индивидов, а также разнообразных социальных групп. Это означает, что массовое сознание существует и проявляется на двух основных уровнях: в социально обусловленных характеристиках сознания отдельной личности и в сознании социальных групп, в массовых общностях, через интересы и ценности последних. Цит. по: Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания / Л.В. Виноградова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - №73-1.

Здесь важно также подчеркнуть, что масса выражает социальный феномен и не является синонимом понятия толпы. Тогда как толпа - неустойчивое, стихийно возникающее скопление людей, не имеющее общей осознанной цели и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения, а масса как устойчивое образование, неструктурированное, выражает интересы большинства в данном обществе. Там же. Следовательно, масса представляет собой большинство в данном обществе, она является отражением устойчивых форм социальной организации этого общества и идентифицирует себя в общих характеристиках массового сознания.

Таким образом, массовое сознание обозначает сознание значительной части людей (массы), принадлежащих чаще всего к разным социальным группам, слоям и классам. Если иные формы общественного отличаются устойчивой определенностью своего носителя и, относительной стабильностью своих содержательных характеристик, то массовое сознание отличается именно тем, что его носителем является особая совокупность - масса. Причины же возникновения последней связаны не столько с общим или сходным социально-экономическим или историко-этническим положением, сколько со сплочением участников вокруг определенной идеи, совокупности ценностей, моделей поведения, стандартов образа жизни и пр.

2. Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения

Итак, массовое сознание это - сложный феномен. Оно отличается от других проявлений общественного сознания тем, что существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний, однако несводимо к ним, образуя сверхиндивидуальную реальность. Особенностью массового сознания является то, что в него входят знания, представления, нормы, ценности, отражающие условия социального бытия и выработанные индивидами в процессе общения между собой и совместного восприятия социальной информации, а также в процессах целенаправленного воздействия на это сознание.

С массовым сознанием тесно связано общественное мнение, которое представляет собой его частный случай. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления больших различных организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный стиль, что можно определить как массовое социальное общество. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Психология массовой коммуникации: учебник / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Гардарики, 2008. - С. 191.

Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, общностей людей и государств. Общественное мнение может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями и средствами информации. Например, в 1930-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. В этих условиях общественное мнение требовало непременного возмездия ко всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания. Известно, что политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются не только формы и проявления социального порядка и общественной субординации, но и широкая гамма интересов и потребностей носителей социальных групп, которые возникают в процессе их жизнедеятельности. Поэтому, оно оказывает значительное воздействие на все сферы социальной жизни. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания / В.А. Анникова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2007. - № 4. - С. 56-63

В настоящее время, в связи с появлением таких методов исследования, как опросы общественного мнения, анонимное анкетирование, быстрая и автоматическая обработка ответов компьютером - метод дает возможность назвать общественное мнение и «демократичным», так как прямо или косвенно опрашиваются все, и «научным», так как мнение каждого методично регистрируется и учитывается. Вначале использованный в политике для выявления намерений избирателей накануне выборов метод смог представить данные, поразительн...

Другие файлы:

Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание
Характеристика теоретических основ технологий воздействия на массовое сознание в современном обществе. Изучение моделей информационных технологий, мех...

Имидж как средство воздействия на массовое сознание

Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание

Проблема эффективности воздействия телевидения
Изучение массовой коммуникации. СМИ, их влияние на массовое сознание. Теоретические подходы к изучению и понятие эффективности медиавоздействия. Телев...

Социальный контроль и массовое сознание
Стили, формы, уровни эффективности социального контроля. Массовое сознание. Система контроля П. Бергера. Исследование различных форм общественного соз...