Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Исследование стрессоустойчивости у сотрудников УИС

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теоретические основы изучения стресса и устойчивости к стрессу. Причины стресса на рабочем месте. Эффекты стресса на рабочем месте сотрудников УИС. Анализ исследования стрессоустойчивости, выбор методик. Практические рекомендации по профилактике стресса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Степень и уровень научной разработанности проблемы
  • 1. Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости
  • 1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
  • 1.1 Причины стресса на рабочем месте
  • 1.3 Эффекты стресса на рабочем месте сотрудников УИС
  • 2. Организация и анализ исследования стрессоустойчивости
  • 2.1 Краткое описание выборки методик исследования стрессоустойчивости
  • 2.2 Описание и анализ полученных результатов
  • 2.3 Практические рекомендации по профилактике стресса для сотрудников УИС
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение

Актуальность исследования. Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - это неотъемлемая часть жизни человека: представление о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека.

В деятельности сотрудников УИС число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам УИС необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.

Проблема исследования стрессоустойчивости является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.

Объект исследования - стрессоустойчивость.

Предмет исследования - стрессоустойчивость сотрудников УИС.

Цель - выявить наличие или отсутствие стресса и степени его выраженности у сотрудников УИС.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научные источники по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

2. Исследовать наличие или отсутствие стресса и степени его выраженности у сотрудников УИС.

3. Разработать практические рекомендации для профилактики стресса и стрессоустойчивости сотрудникам УИС.

Гипотеза - вероятно, что у сотрудников УИС с различным стажем работы будут различия в уровне стрессоустойчивости.

стресс сотрудник профилактика устойчивость

Степень и уровень научной разработанности проблемы

Впервые термин "стресс" появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году (Lazarus & Folkman, 1984). Некоторые авторы (например Pollock, 1988) утверждают, что употреблять термин, каким мы его знаем, начали относительно недавно. Поллок полагает, что хотя данный термин использовали на протяжении всего XIX века и связывали в целом с плохим здоровьем, он превратился в официальный только в последние несколько десятилетий. Однако Ньютон (Newton, 1995) не соглашается с тем, что термин имеет недавнее происхождение, обнаружив определения стресса, которые очень близки нашему сегодняшнему пониманию, в Оксфордском словаре английского языка (Oxford English Dictionary), изданном в XVI и XVII веках. Тем не менее, по-видимому, все согласны, что популярность это понятие приобрело начиная со Второй мировой войны (Kugelmann, 1992; Newton, 1995).

Большинство приписывают популяризацию понятия "стресс" Гансу Селье, который в последние 50 лет много писал на тему стресса (обсуждение исторического развития этого понятия см. Newton, 1995). Будучи биологом, Селье рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование (Selye, 1993).

Американские исследователи Холмс и Раге, изучив связь между заболеваниями от различных стрессогенных жизненных событий (более 5 тыс. обследованных пациентов), пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют серьезные изменения в жизни человека. Обобщив результаты исследования, они составили шкалу "стрессогенности" различных жизненных событий.

Источниковая база исследования - монография, педагогические издания, психодиагностические справочники по стрессоустойчивости, интернет - ресурсы.

Методы исследования - основными методами исследования данной проблемы являются: анализ библиографических источников, тестирование.

Методика исследования - для исследования стрессоустойчивости у сотрудников УИС была использована "методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации" Холмса и Раге.

Теоретическая значимость данной работы состоит в анализе современных источников по стрессу и стрессоустойчивости.

Практическая значимость данной работы заключается в изучении и исследовании наличии или отсутствие стресса и степени его выраженности у сотрудников УИС.

1. Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка "стресс" обозначает давление, натяжение [2 с 140].

Понятие "стресс" подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово "стресс" - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [6 с 11].

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, ecтествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.

Ганс Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым "вредностям", увеличивается опасность заболевания [8 с 12].

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, "обидной несправедливости" требуемых усилий [8 с 14].

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [5 с 83].

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он п...

Другие файлы:

Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел
Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий...

Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли
Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужч...

Психологический анализ стрессоустойчивости работников пожарной службы
Влияние экстремальных условий и видов деятельности на психоэмоциональное состояние личности. Психологические детерминанты ее стрессоустойчивости. Иссл...

Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации
Психологическая сущность стресса и конфликта. Роль личностных факторов в оценке конфликтной ситуации как стрессовой. Способы регуляции стрессоустойчив...

Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России
Особенности управления стрессом в организации. Разработка программы социально-психологического тренинга для формирования стрессоустойчивости в професс...