Исследование стрессоустойчивости у сотрудников УИС
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Степень и уровень научной разработанности проблемы
- 1. Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости
- 1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
- 1.1 Причины стресса на рабочем месте
- 1.3 Эффекты стресса на рабочем месте сотрудников УИС
- 2. Организация и анализ исследования стрессоустойчивости
- 2.1 Краткое описание выборки методик исследования стрессоустойчивости
- 2.2 Описание и анализ полученных результатов
- 2.3 Практические рекомендации по профилактике стресса для сотрудников УИС
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
Введение
Актуальность исследования. Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - это неотъемлемая часть жизни человека: представление о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека.
В деятельности сотрудников УИС число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам УИС необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов.
В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.
Проблема исследования стрессоустойчивости является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.
Объект исследования - стрессоустойчивость.
Предмет исследования - стрессоустойчивость сотрудников УИС.
Цель - выявить наличие или отсутствие стресса и степени его выраженности у сотрудников УИС.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные источники по проблеме стресса и стрессоустойчивости.
2. Исследовать наличие или отсутствие стресса и степени его выраженности у сотрудников УИС.
3. Разработать практические рекомендации для профилактики стресса и стрессоустойчивости сотрудникам УИС.
Гипотеза - вероятно, что у сотрудников УИС с различным стажем работы будут различия в уровне стрессоустойчивости.
стресс сотрудник профилактика устойчивость
Степень и уровень научной разработанности проблемы
Впервые термин "стресс" появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году (Lazarus & Folkman, 1984). Некоторые авторы (например Pollock, 1988) утверждают, что употреблять термин, каким мы его знаем, начали относительно недавно. Поллок полагает, что хотя данный термин использовали на протяжении всего XIX века и связывали в целом с плохим здоровьем, он превратился в официальный только в последние несколько десятилетий. Однако Ньютон (Newton, 1995) не соглашается с тем, что термин имеет недавнее происхождение, обнаружив определения стресса, которые очень близки нашему сегодняшнему пониманию, в Оксфордском словаре английского языка (Oxford English Dictionary), изданном в XVI и XVII веках. Тем не менее, по-видимому, все согласны, что популярность это понятие приобрело начиная со Второй мировой войны (Kugelmann, 1992; Newton, 1995).
Большинство приписывают популяризацию понятия "стресс" Гансу Селье, который в последние 50 лет много писал на тему стресса (обсуждение исторического развития этого понятия см. Newton, 1995). Будучи биологом, Селье рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование (Selye, 1993).
Американские исследователи Холмс и Раге, изучив связь между заболеваниями от различных стрессогенных жизненных событий (более 5 тыс. обследованных пациентов), пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют серьезные изменения в жизни человека. Обобщив результаты исследования, они составили шкалу "стрессогенности" различных жизненных событий.
Источниковая база исследования - монография, педагогические издания, психодиагностические справочники по стрессоустойчивости, интернет - ресурсы.
Методы исследования - основными методами исследования данной проблемы являются: анализ библиографических источников, тестирование.
Методика исследования - для исследования стрессоустойчивости у сотрудников УИС была использована "методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации" Холмса и Раге.
Теоретическая значимость данной работы состоит в анализе современных источников по стрессу и стрессоустойчивости.
Практическая значимость данной работы заключается в изучении и исследовании наличии или отсутствие стресса и степени его выраженности у сотрудников УИС.
1. Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского языка "стресс" обозначает давление, натяжение [2 с 140].
Понятие "стресс" подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово "стресс" - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [6 с 11].
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, ecтествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.
Ганс Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым "вредностям", увеличивается опасность заболевания [8 с 12].
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, "обидной несправедливости" требуемых усилий [8 с 14].
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [5 с 83].
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он п...
Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел
Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий...
Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли
Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужч...
Психологический анализ стрессоустойчивости работников пожарной службы
Влияние экстремальных условий и видов деятельности на психоэмоциональное состояние личности. Психологические детерминанты ее стрессоустойчивости. Иссл...
Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации
Психологическая сущность стресса и конфликта. Роль личностных факторов в оценке конфликтной ситуации как стрессовой. Способы регуляции стрессоустойчив...
Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России
Особенности управления стрессом в организации. Разработка программы социально-психологического тренинга для формирования стрессоустойчивости в професс...