Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изучение некоторых психологических особенностей школьников с поведенческими типами А и Б

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика поведения типа А (ПТА) и Б (ПТБ), связь неврозов людей с ПТА с появлением сердечно-сосудистой симптоматики. Специфика поведения и личностные качества людей с ПТБ. Факторы, влияющие на распространенность ПТА. Диагностика и коррекция ПТА.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Изучение некоторых психологических особенностей школьников с поведенческими типами А и Б

Введение

В последние десятилетия большое количество зарубежных и отечественных исследований посвящено изучению поведения типа А (ПТА). Повышенный интерес к этой теме можно аргументировать тем, что ПТА все чаще начинают включать в факторы риска сердечно - сосудистых заболеваний (ССЗ), наравне с такими классическими детерминантами как нервно - психическое напряжение, нарушение липидного обмена, повышенное артериальное давление, курение, наследственная предрасположенность. По наблюдениям американских кардиологов, если отсутствует поведение этого типа, ишемическая болезнь сердца (ИБС) до 70-летнего возраста встречается очень редко, хотя человек может курить, есть жирную пищу и не делать физических упражнений.

В настоящее время смертность от ССЗ превышает смертность от любых других болезней, включая злокачественные опухоли. В 1900 году ССЗ были причиной менее, чем четверти смертей в западном обществе, но уже спустя 20 лет они сыграли главную роль в более чем половине всех смертных случаев. Связывается это в первую очередь с современным образом жизни, когда увеличиваются психоэмоциональные нагрузки, неудовлетворенность в жизненном плане, хроническое беспокойство и частые перемены. Учитывая это, ПТА можно назвать «болезнью цивилизации».

Некоторые авторы ПТА связывают с нервной анорексией и круговидным выпадением волос. Существуют также данные, которые указывают на то, что дети, родителям которых свойственен этот тип поведения, больше подвержены неврозам. Более того, обнаружено, что среди женщин, проходящих курс лечения в связи с тем, что они истязали собственных детей, 75% относились к ПТА.

Поэтому изучение особенностей личности с ПТА, причин формирования этого типа поведения, разработка способов его коррекции чрезвычайно важны.

Существует большое количество подходов для модификации ПТА [18,23,47,71,80,85,93]. Основной акцент во всех них делается на уменьшение выраженности поведенческих и личностных особенностей людей с ПТА. Например, человека обучают распознавать, в каких ситуациях они ведут себя по типу А, и, какие представления и установки ведут к такому поведению, в соответствии с этим модифицируют поведение. Изменения, которые достигаются в результате психокоррекции носят, как правило, недолговременный характер, и, после прохождения курса, человек с ПТА возвращается к привычному стилю жизни. Объясняется это отсутствием надежных данных о механизмах ПТА и совершаемых методических погрешностях. На наш взгляд, серьезным недостатком является то, что не учитывается отношение таких пациентов к проводимым изменениям, тогда как важно знать, как истолковывает, интерпретирует, понимает человек личностные, поведенческие особенности, на изменение которых направлена психологическая коррекция. Используя терминологию Дж. Келли, необходимо учитывать конструкты, применяющиеся человеком для категоризации себя и других. Так как при модификации поведения происходит воздействие на конструктную систему человека, то необходимо принимать во внимание возможности ее изменения, то есть учитывать степень, с которой конструкт может «ассимилировать новый опыт и события, в приделах своего диапазона преемственности». Поэтому основной мишенью психотерапевтической работы должно быть воздействие на конструкты в наименьшей степени сопротивляющихся изменениям.

Кроме того, хорошо известно, что эффект психотерапии тем выше, чем более привлекательным является вмешательство. Так как большинство методов психокоррекционного воздействия направлены на формирование поведения типа Б (ПТБ), то необходимо выяснить, что представляет это поведение для людей с ПТА.

В данной работе сделана попытка выявить поведенческие и личностные особенности школьников с ПТА в наибольшей степени сопротивляющиеся изменению, а так же определить отношение школьников с ПТА к людям с ПТА и ПТБ. Для более полного и глубокого понимания изучаемых аспектов результаты испытуемых с ПТА сопоставлялись с данными учащихся с ПТБ.

Прежде чем перейти к обсуждению результатов исследования остановимся на теоретических аспектах данной работы: рассмотрим такие понятия как самосознание, самоотношение, самооценка, Я- концепция; механизмы психологической защиты и основные характеристики людей с ПТА и ПТБ. Эти три аспекта представлены ниже в соответствующих параграфах данной работы: «Самоотношение и самооценка, их место в структуре самосознания личности», «Механизмы психологической защиты» и «Поведение типа А».

Глава 1

1.1 Поведение типа А

1.1.1 Общая характеристика поведения типа А

Исследование причин сердечно - сосудистых заболеваний (ССЗ) и закономерностей их развития привело к изучению психологических особенностей человека, которые могут оказывать патологическое влияние на состояние его сердечно - сосудистой системы.

Поиски типа «коронарной личности» начались в XIX веке. Ослер обнаружил связь особенностей поведения с появлением сердечно - сосудистой симптоматикой: «напряжение, в котором живет человек, его привычка работать с максимальной отдачей сил в большей степени разрушают его сосуды, чем переедании или чрезмерное употребление алкоголя» [71].

В 1938 г. этот тип был выделен и писан в рамках концепции «профиля личности». Впоследствии изучались отдельные психологические характеристики вне связи с общей структурой личности. Преморбидные личностные особенности трудно было отграничить от приобретенных под влиянием болезни, и поэтому был сделан переход от категории «личность» к категории поведение, которая чаще всего и используется в современных исследованиях С. С. З. [9].

Несколько позже Фридман и Розенман, обобщив наблюдения за пациентами, описали «поведенческий синдром», связанный с развитием ССЗ, который и получил название «поведение типа А». Они заметили, что пациенты с коронарной болезнью сердца во время приема, садясь на стул, присаживались на самый его край, при этом их поза демонстрировала стремление как можно быстрее закончить разговор с врачом и уйти. Специальный опрос таких пациентов показал, что торопливость, нетерпение и постоянное ощущение нехватки времени действительно являются стабильной особенностью их поведения [71].

В настоящее время существует достаточно большое количество работ, подтверждающие связь поведения типа А с прогрессированием сердечно - сосудистых заболеваний [27]. Исследователи утверждают, что частота повторного возникновения инфаркта миокарда в 5, 5 раза больше у лиц c поведением типа А, чем с поведением типа Б. К тому же у людей с поведением типа А в 1,5 - 2 раза чаще возникают выраженные гуморальные сдвиги, которые ведут к атеросклеротическому процессу, тромбообразованию и внезапной смерти [16].

В дальнейшем многие авторы описали характеристики людей с поведенческим типом А (ПТА): высокий темп жизни для достижения нечетко сформулированной (часто труднодостижимой) цели; постоянное стремление к соревнованию и конкуренции, к продвижению по служебной лестнице; настойчивый поиск признания; активное участие в разных видах деятельности; дефицит времени; высокая готовность к действиям; нетерпеливость и постоянная спешка; отсутствие ощущения безопасности; высокий темп жизни и ускорение многих физических и психических функций; неспособность к релаксации. Кроме того, были отмечены определенные внешние проявления этого типа поведения, такие как бесцельная враждебность, раздражительность, быстрая, громкая и отрывистая речь с акцентированием отдельных слов и выражений, энергичные жесты. Обычно указывают и на то, что такие люди быстро ходят и быстро едят [46, 47, 75, 93].

Противоположный тип поведения (поведение типа Б - ПТБ) описывается значительно менее подробно. Люди, которым присуще это поведение, чередуют работу и отдых, им не свойственно состояние эмоционального напряжения, они расслаблены, неторопливы. Их речь мягче и спокойнее (как и жестикуляция). Все это, однако, совсем не означает, что они ленивы, пассивны в отношении своих обязанностей и работают неэффективно [75].

Фридман и Розенман предлагают и более дифференцированный подход с учетом степени выраженности характеристик двух описанных типов поведения. В соответствии с этим они выделяют поведение типа А1 (совокупность максимально ярко проявляющихся свойств «коронарного поведения»), типа А2 (сочетание свойств обеих поведенческих групп, но с преобладанием характеристик «коронарного поведения»), типа Б3 (сочетания свойств обеих групп, но с преобладанием характеристик поведения типа Б), типа Б4 (совокупность свойств, противоположных параметрам коронарного поведения) и поведение типа 0, когда свойства обеих групп уравновешены.

А.В. Либин выделяет следующие три типа поведения:

1) Сидром «С - типа» или «выносливый»: люди, относящиеся к этому типу характеризуются высоким уровнем толерантности к действию стрессогенных факторов.

Автор указывает три типа установок, которые позволяют справиться со стрессом:

Принятие изменений как вызов, а не как угрозу.

Концентрация на обязанностях, стремление разрешить проблемы.

Представление о том, что события контролируемы.

2) Сидром «Т- типа». Люди этого типа вовлекаются в разнообразные, имеющие высокую степень риска ситуации.

3) Конструктивный Т - тип (риск связан с творчеством) и деструктивный Т - тип (человек, вовлекается в криминальную ситуацию) [34,88].

Выделяют четыре основных направления, в русле которых исследуется поведение типа А.

Другие файлы:

Мотивация межличностных отношений старших дошкольников с различными типами темперамента
Роль мотивации в системе межличностных отношений. Выявление особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с различ...

Комплексное исследование индивидуально-психологических особенностей человека
Диагностирование развития и функционирования когнитивных психических процессов и состояний, индивидуальных нейрофизиологических особенностей. Изучение...

Роль игры в обучении младших школьников
Рассмотрение теоретических основ детской игры в контексте процесса обучения. Изучение основных психологических возрастных особенностей младших школьни...

Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя
Изучение роли внутренних противоречий, кризисов и конфликтов в становлении личности. Исследование психологических особенностей профессионального разви...

Взаимосвязь терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками старших школьников
Изучение атрибутивного стиля и копинг-поведения как параметров, которые отражают когнитивно-поведенческие компоненты социальных установок. Методика ди...