Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ УЧИТЕЛЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие все больше появляется психологических исследований, которые строятся на понимании педагогического труда как целостной и развивающейся психологической реальности [18], [20], [24], [26], [28]. В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности учителя.
Разработанная в русле личностно-развивающего подхода концепция профессионального развития учителя [24] в качестве объекта развития рассматривает интегральные характеристики личности (педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость); в качестве фундаментального условия - переход на более высокий уровень профессионального самосознания; в качестве психологического механизма - превращение собственной жизнедеятельности учителя в предмет его практического преобразования; в качестве движущих сил - внутриличностные противоречия, противоречивое единство «Я-действующего», «Я-отраженного» и «Я-творческого». Актуальность проблемы внутриличностных противоречий учителя как движущих сил его профессионального развития состоит в том, что эта тематика до сих пор остается одной из наименее разработанных в педагогической психологии.
1. РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Веер направлений изучения движущих сил развития в отечественной и зарубежной психологии чрезвычайно широк. При всем их многообразии, как справедливо отмечает Л.И. Анцыферова [2], большинство научных поисков в психологии основано на двух методологических предпосылках: на принципе стремления к равновесию и принципе стремления к напряжению. Взаимодополняя друг друга, эти подходы дают широкие возможности для более полного представления о развитии личности.
Общей стратегией в поиске механизмов и движущих сил развития личности можно назвать выделение принципа саморазвития личности, основанного на диалектическом подходе. Данная научная традиция восходит к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу. Как писал Г. Гегель, «противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью» [9; 520]. Для этой стратегии характерно выделение положения об источнике саморазвития личности в самом процессе развития и о противоречиях как движущей силе развития.
Категория внутреннего противоречия и ее анализ получили достаточно широкое отражение в психологической литературе [1]-[3], [14], [16], [29]. В этих работах неоднократно отмечалось, что «движение» личности обеспечивается разрешением не только социально обусловленных, но и «локализованных» в ее внутреннем мире противоречий. Причем основой развития личности всегда будут внутренние противоречия, а внешние условия могут стать лишь причиной изменений.
Разработка проблемы внутренних противоречий тесно связана с исследованиями внутренних конфликтов и кризисов личности в отечественной [5], [7], [12], [22], [25], [30] и зарубежной [31]-[36] психологии.
Обозначая границы между понятиями внутриличностных противоречий и конфликтов, психологи, как правило, конфликт относят к стадии обострения противоречий. Между тем остается существенное разногласие по поводу признания внутреннего конфликта как закономерного явления при здоровом функционировании личности.
Несмотря на обозначение одним термином, конфликты при нормальном и аномальном развитии личности описываются как разные по сути, но похожие по внешним признакам явления [8], [13], [15]. По глубокому убеждению Б.В. Зейгарник и Б.С. Братуся [14], внутренние конфликты в жизни здоровой личности и конфликты невротика могут быть похожи своими проявлениями, но происхождение их различно.
Анализ теоретических подходов позволил определить внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т.п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяются.
Завершающий этап развития внутриличностных противоречий - рождение новых отношений к миру, новых требований к себе и другим, новых повседневных действий и привычек. Конструктивное разрешение «означает новый этап от друг друга в процессе развития.
Влияя на развитие, внутреннее противоречие само движется, развивается. Одним из этапов этого развития является конфликт. Невротические реакции, сопровождающие внутренний конфликт здорового человека, в отличие от невроза как устойчивой характеристики личности, проявятся только ситуативно.
Дальнейший ход становления личности будет зависеть от ее способности к преодолению конфликтной стадии. Естественно, что в рамках нашего исследования мы ставим задачу изучения не только наличия или отсутствия данных явлений как признаков нормального функционирования личности, но и тех личностных особенностей, которые будут способствовать конструктивному разрешению сложившейся критической ситуации.
Рис. 1
Логика развития внутриличностных противоречий рассматривалась неоднократно [11], [14], [19]. Психологический анализ отечественных и зарубежных исследований позволил нам представить динамику внутренних противоречий следующим образом (см. рис. 1).
На рис. 1 можно видеть, что внутренний конфликт творческой личности и невротика порождается стремлением к совершенству. В обоих случаях есть выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним имеющиеся достижения кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт разрешается в деятельности (учеба, самовоспитание). Этот конфликт разворачивается на основе сильного Я, которое может ставить себе новые задачи. При слабом Я невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вырождается, по словам Г. Гегеля, в «самодовольное нянченье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» [10; 26]. Во втором случае внутренний конфликт не может служить стартовой площадкой Идя его преодоления, становясь средством самооправдания, отказа от деятельности.
Что же следует считать адекватным разрешением конфликтной ситуации?
В результате реакции преодоления самого острого уровня противоречия (конфликта) личность перейдет на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться во внутренний опыт, который будет регулировать последующую программу развития этой личности. Каков бы ни был исход противоречивого столкновения элементов самосознания, в любом случае выбранные «способы разрешения выражают качество развития личности» [1; 40].
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ УЧИТЕЛЯ
Для понимания сущности профессионального развития учителя в соответствии с нашей концепцией [24] необходимо учитывать общие закономерности динамики внутриличностных противоречий и их влияния на развитие. Вместе с тем профессиональному развитию учителя присуща и определенная специфика.
Основной причиной внутриличностных противоречий учителя мы считаем диссонанс между оценкой учителем своих личностных качеств и способов поведения, деятельности и общения - «Я-действующее» и ожидаемой оценкой других - «Я-отраженное» [23], [24]. На наш взгляд, учитель, у которого отсутствует в сознании встречное восприятие отношения к себе ученика, потенциально готов ориентироваться только на себя и свои эгоцентрические цели, так как он внутренне игнорирует ученика как субъекта.
Столкновение «Я-действующего» и «Я-отраженного» в профессиональном самосознании учителя может создавать психологические трудности для дальнейшего осуществления им привычного хода профессиональной деятельности.
О том, что преодоление трудностей, препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации, является важнейшей психологической предпосылкой развития профессионального самосознания
«Я-творческого» - это разные уровни самосознания человека.
Опираясь на общие закономерности развития внутриличностных противоречий, нами рассмотрены способы разрешения учителями противоречий между «Я-действующим» и «Я-отраженным» (рис. 2).
Столкновение в самосознании «Я-действующего» и «Я-отраженного» создает жизненное напряжение, затрудняющее привычный ход жизнедеятельности учителя. Осознание им сложившихся обстоятельств дает возможность расширить пространство самореализации, образовав «вектор развития». Переживание внутриличностного противоречия побуждает учителя к поиску новых возможностей самоосуществления, к осознанию тех характеристик собственной личности, деятельности, общения, развитие которых будет способствовать оптимизации педагогического процесса. Таким образом, адекватное осознание противоречия определяется согласованностью когнитивного и аффективного уровней самосознания.
Такой тип поведения учителя, который способствует адекватному осознанию и конструктивному разрешению внутриличностных противоречий, характерен для модели профессионального развития учителя [24]. Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее (и приводящее) к профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которого лежит подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Это процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды (учеников, родителей) интересам и требованиям учителя.
Важны...
Внутриличностные противоречия учителя и условия их разрешения
Анализ различных точек зрения на природу внутриличностных противоречий учителя и проблему их решения. Диагностика наличия внутренних противоречий и пр...
Арт-терапия, ее использование для преодоления конфликтов
Понятие внутриличностного конфликта. Психологические теории внутриличностных конфликтов. Особенности арт-терапии как формы работы в психологии. Програ...
Общая характеристика внутриличностных конфликтов
Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов. Противоречия, конфликты и кризисы, переживаемые человеком. Классификация внутриличностных...
Психологические знания в работе учителя
Специфика педагогической практики учителя и психологические требования к его личности. Социальные аспекты воспитания, учебная деятельность и индивидуа...
Психологические особенности личности учителя начальных классов
Особенности педагогической деятельности и психологические требования к учителю начальных классов. Диагностика его индивидуального стиля и профессионал...