Изучение конформности поведения подростков с разным уровнем притязаний
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ «БелГУ»)
факультет психологии
Кафедра возрастной и социальной психологии
Курсовая работа
Изучение конформности поведения подростков с разным уровнем притязаний
студентки дневного отделения
3 курса группы 150901
Шевцовой Ирины Александровны
Научный руководитель:
ст. преп. Викторова Е.А.
БЕЛГОРОД 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования конформности подростков с разным уровнем притязаний
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Изучение феномена конформизма
1.3 Особенности конформного поведения в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование конформности подростков с разным уровнем притязаний
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Многие личные и социальные проблемы подростков, с которыми столкнулось общество в настоящее время, связанны с проявлением конформности в различных сферах жизни и деятельности лиц подросткового возраста.
Несмотря на актуальность, социально-психологического исследования конформности, последние годы в России характеризуются отсутствием работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации. На наш взгляд, сегодня назрела необходимость подойти к исследованию конформности под качественно другим, интегрирующим традиционные подходы углом зрения. Конформность является одним из необходимых аспектов социализации личности любого человека, а так как именно в подростковом возрасте происходит формирование и становление личности, то выявление причин возникновения конформного поведения у подростков помогут предотвратить неконструктивные модели поведения.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.И. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.
Проблема конформного поведения подростков в настоящее время является объектом изучения различных отраслей психологии: А.И. Липкина, Л.И. Мнацаканян, B.C. Мухина, А.А. Хвостов.
Главными причинами проявления конформности у лиц подросткового возраста является низкий уровень самооценки и уверенности в себе. Изучение А.В. Мудрика влияния референтных групп на подростковое поведение показало, что подростки, обладающие разным уровнем конформности, в различной степени подвержены влиянию со стороны референтных групп, чем выше оказывался уровень конформности у подростка, тем большему влиянию со стороны группы он был подвержен. [27, с.176]
Цель исследования заключается в изучении конформности поведения подростков с разным уровнем притязаний.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характер подросткового возраста;
2. Раскрыть основные подходы и направления в изучении конформности в современной психологической науке;
3. Изучить особенности конформности в подростковом возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование конформности подростков с разным уровнем притязаний.
Объект исследования - конформность поведения.
Предмет исследования - конформность поведения подростков с разным уровнем притязаний.
Гипотеза исследования - уровень конформности поведения в подростковом возрасте зависит от уровня притязания личности, а именно чем ниже уровень притязания, тем выше конформность поведения подростка.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы: анкетные опросы и тестирование.
Используемые методики: исследование межличностных отношений Т. Лири, самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера.
Исследование проводилось на базе МОУ «Ракитянская СОШ №2» с участием 40 учащихся среднего и старшего подросткового возраста.
Глава 1. Теоретические основы исследования конформности подростков с разным уровнем притязаний
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
В академическом словаре русского языка разъясняется, что подросток - это мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте, от 12 до 16 лет. [35, с.379]
Л.Е. Яичко различает младший подростковый возраст - 12-13 лет, средний- 14-15 лет и старший - 16-17 лет. [25, с.46]
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития и этот период физического, умственною, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образовании, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношении со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанции, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
Петровский А.В подростковый период считает трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность). [29, с.15]
Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости: действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.
Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости - социальные. Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся как к равному товарищи, которых он считает намного старше себя.
Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм я ценностей на другие - с детских на взрослые.
Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял: он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. У подростков появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди - родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность.
Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка.
Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости. В этих проявлениях наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями. Это - курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п. Приобретение подобных признаков мужской или женской взрослости для подростка - средство проявления, утвержд...
Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности
Характеристика совладающего поведения в подростковом возрасте. Эмпирическое исследование совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожно...
Коррекция повышенного уровня конформности подростков в тренинговой группе
Сущность психологической коррекционной работы. Причины и условия проявления конформности. Особенности проявления конформности в подростковом возрасте....
Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний
Самооценка личности подростка как предмет психологии развития, общая характеристика и определение уровня притязаний. Организация, анализ результатов э...
Изучение особенностей самооценки и уровня притязаний подростков, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Структура самосознания личности. Самооценка и уровень притязаний как факторы человеческой личности. Социально-психологические особенности подростков,...
Психологические механизмы формирования адекватности самооценки у подростков
Структура личных взаимоотношений в группе сверстников. Сравнительный анализ взаимосвязи адекватности самооценки подростков с уровнем притязаний, социа...