Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психолого-педагогическая характеристика качеств игры и определение её значения в преодолении эмоциональных трудностей ребенка. Анализ особенностей развития игровой деятельности детей с отклонениями в развитии и оценка влияния игры на развитие их эмоций.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Иркутский институт повышения квалификации работников образования»

Кафедра коррекционно-развивающего обучения

Специальность: «Дефектология»

Форма обучения: очно-заочная

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Выполнена:

Ерухимович Юлией Викторовной

Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

Бардединов Хасан Кузьмич

Иркутск, 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры

1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.

1.2 Виды игр и их основные качества.

1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей

Выводы по первой главе

Глава 2. Психологические особенности формирования основных качеств игры у детей с отклонениями в развитии

2.1 Особенности психического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.

2.2 Особенности развития игровой деятельности умственно отсталых детей

Выводы по второй главе

Глава 3. Методические условия формирования качеств игры у детей с отклонениями в развитии

3.1 Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Введение

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.

Своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция должны осуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с отклонениями в развитии нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в сензитивный период, в свою очередь, замедляют психическое развитие.

Теоретическая и экспериментальная не разработанность психолого-педагогических вопросов детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии не позволяет своевременно выявить таких детей, педагогически верно организовать их деятельность и устранить нарушения развития в наиболее благоприятный для этого период.

В специальной психологии в настоящее время мало исследований, посвященных специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с отклонениями в развитии. Составить достаточно полное представление об этих детях в период дошкольного детства крайне сложно. Одна из причин этого -- малая изученность ведущего вида деятельности, особенностей его формирования и функционирования, специфики протекания. В развитии ребенка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает ребенка, в первую очередь зависят его отношения с окружающим миром. Детей в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Это объясняет актуальность выбранной мною темы.

Целью исследования является изучение влияния игры на эмоциональное развитие детей с отклонениями в развитии.

Объект исследования: дети с отклонениями в развитии.

Предмет исследования: игра, как средство эмоционального развития.

Гипотеза исследования: предполагается, что игра будет способствовать эмоциональному развитию детей с отклонениями в развитии.

Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения реализовывались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические источники по проблеме эмоционального развития детей с отклонениями в развитии.

2. Изучить особенности развития игровой деятельности детей с отклонениями в развитии.

3. Выявить психолого-педагогические аспекты развития эмоций во время игровой деятельности.

4. Обобщить результаты исследования, сформулировать основные выводы по данной теме.

Методы исследования: теоретические - анализ и синтез теоретических исследований по проблематике работы.

игра средство эмоция развитие ребенок

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры

1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника

В истории европейского, в том числе отечественного, образования игра всегда была в центре внимания классических и современных педагогических исследований.

Развитие игры может быть соотнесено с определенными филогенетическими стадиями и историческими эпохами: возникая еще у животных (Г. Гросс, С. Миллер и др.), она развивается в новом качестве с появлением и эволюцией человека: в период первобытности (Н. Н. Миклухо-Маклай, М. Мид, и др.), в развитых классических культурах древности (Аристотель, Платон), в период средневековья и эпохи Возрождения (П. Брейгель, Я. А. Каменский и др.), в эпоху развития современной педагогики и культуры (И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и др.).

В культурной общечеловеческой традиции игра выступает как главный атрибут цивилизованного детства, передающийся из поколения в поколение. В. В. Зеньковский в своей книге «Детская психология» говорил о том, что обычный взгляд на игры детей может быть выражен так: дети играют все время потому, что у них нет никакого серьезного дела, играют для того, чтобы заполнить чем-нибудь время. Шиллер же говорил, что «Человек должен только играть красотой, но он не должен только с красотой играть. Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком» [11, с.26].

Советские психологи разработали положение о том, что игровая деятельность детей возникла в ходе культурно-исторического развития общества, что содержание и способы осуществления игры социальны по своей природе [30, с.63]. «Игра человеческого ребенка социальна по своему происхождению и по своей природе» (Д. В. Эльконин). Её возникновение связано с определенными исторически сложившимися условиями жизни ребенка в обществе. В современной педагогической теории игра перестает быть стихийно сложившимся образовательным полем и становится «инструментом» воспитания. Очевидно, что проблема педагогически целенаправленного формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста была подготовлена всем ходом развития педагогики игры.

Впервые игра была включена в общую педагогическую систему воспитания ребенка в трудах выдающегося педагога Ф. Фребеля в первой половине XIX в., создавшего образовательное учреждение, названное «детским садом», в котором широко применялся игровой метод воспитания.

Методология Ф. Фребеля, восходя к Гегелю и другим представителям немецкого классического идеализма, определяет игру как деятельность. Этот подход к пониманию сути игры оказался исторически наиболее продуктивным и нашел свое отражение в общей психологической теории деятельности и ее развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

Большое значение самостоятельной игры для детского развития отмечал Д. Дьюи. По его мнению, действительность, воспроизводимая ребенком в игре, должна быть ему знакомой, непосредственной и реальной по своему характеру, т.е. игра должна быть направлена на воспроизведение домашней и близкой ему жизни, иначе ребенок смешивает реальное и воображаемое, что затрудняет его подготовку к жизни [13, с. 8].

Особое внимание к игре мы находим в трудах К. Д. Ушинского. Понимая игру как проявление собственных замыслов ребенка, он подчеркивал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, не играет он и тогда, когда его заставляют играть. Игра должна быть непременным содержанием жизни ребенка. (Позднее, в середине XX в., эта мысль нашла свое развитие в трудах А. П. Усовой, писавшей, что игра - это форма организации жизни ребенка).

Исследования игры в послереволюционный период проводились достаточно интенсивно (Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая и др.). А. М. Горький подчеркивал социальный характер игры. Именно в процессе соприкосновения с окружающей социальной средой у ребенка зарождается осуществляемое в игровой деятельности стремление позн...

Другие файлы:

Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии ребенка
Психолого-педагогическая диагностика: первичное выявление детей с отклонениями в развитии. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного...

Роль дидактических игр в развитии эмоциональной чувствительности детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические аспекты формирования устойчивых эмоциональных проявлений. Дидактическая игра как средство эмоционального развития ребенка. За...

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся
Игра в развитии умственных способностей детей. Особенности умственного воспитания младшего школьника. Дидактическая игра как средство умственного разв...

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии
Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Программа психокорреционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями...

Возможности развития элементарных способностей в условиях работы в классах коррекционно-развивающего обучения
Особенности детей с отклонениями в психическом развитии. Способности как психологический феномен. Возможности музыкального искусства в коррекционно-ре...