Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и эпоху Возрождения

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Краткая характеристика эпохи Средневековья и Возрождения, особенности развития психологии в этот период. Зарождение психофизиологии в Средневековье. Первые ученые, занимающиеся исследованием анатомо-физиологического строения человеческого организма.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Содержание

Введение

Гл. 1. Развитие психологии в Средневековье и период Возрождения

Гл. 2. Зарождение психофизиологии в Средневековье

Гл. 3. Зарождение дифференциальной психологии в период Возрождения

Заключение

Список литературы

Введение

В рамках современного этапа развития научного знания все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с выявлением специфики природы человека. Сегодня правомерной становится точка зрения, согласно которой человек представляет собой прежде всего системное биосоциальное целое и только в этой целостности проявляется уникальность природы человека. Отсюда человеческий индивид надо рассматривать не абстрактно и изолированно, не с точки зрения искусственно выделенных биологических констант, а в контексте его реальной жизнедеятельности, пронизанной социальностью.

Цель работы: определить, как зарождалась психофизиология и дифференциальная психология в Средневековье и период Возрождения.

Материалом для написания реферата послужили такие книги, как « История психологии: от античности до современности» Ждана А.Н., « История психологии» Ярошевского М. Г., « История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений» Марцинковской Т.Д.

Реферат состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении показана цель реферата. Глава 1 посвящена развитию психологии в Средневековье и период Возрождения. Краткая характеристика того времени. Во 2 главе рассмотрено зарождение психофизиологии в Средневековье. Первые ученые, занимающиеся исследованием анатомо-физиологического строения человеческого организма. Глава 3 рассказывает о зарождении дифференциальной психологии в период Возрождения. Исследование Х. Уарте на профориентацию. В заключении сформулированы общие выводы по все работе.

психология средневековье возрождение ученый

Гл. 1. Развитие психологии в Средневековье и период Возрождения

История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в.

В эту эпоху жили и творили великие умы человечества, такие как Р. Бэкон, Авиценна, Ян Гус, Николай Коперник, Томмазо Кампанелла и многие другие.

По Ждану, Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушению мысли, мрачного аскетизма наряду с безудержным мистицизмом, гонений, пыток, костров инквизиций.

Конечно, средние века это не только гонения и пытки... С XI по XIII вв. развиваются города, возникают университеты, развивается научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения - области веры и знания и рождения светской опытной науки.

Психология в средние века приобретает этико - теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, потому что изучением душевной жизни занималось богословие. ( Ждан А.Н. История психологии. 1990. - стр. 63-64)

В средние века психология имела тесную связь с религией. Эта зависимость от религии поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры. Многое изменилось за эти столетия, в психологию пришло как положительное - с богословием, так и отрицательное - влияние церковного диктата. Таким образом, психология включает в себя этапы развития религиозной мысли. Новым этапом стало изменение предмета психологии. В связи с этим, она начинает развиваться на Востоке, куда переехали многие ученые после закрытия большинства европейских школ.

В средние века психология начинает заниматься новыми вопросами, например, взаимосвязь психологии и соматических заболеваний. Арабские ученые предлагали исследовать психику на основе медицинских данных. Изучалась работа органов чувств и мозга. Работы врача и психолога Ибн Сины заложили основы современной психофизиологии, вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

Таким образом, знания о психике и путях ее изучения обогатились в средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. ( Марцинковская Т.Д. История психологии. 2004. - стр. 82-99)

В XIV веке в Италии начинается новая эпоха Возрождения, благодаря которой происходит великий расцвет цивилизации во всей Европе. К этому времени относится деятельность таких ученых, как А. Данте, Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и т.д.

Период Возрождения, по Марцинковской, время возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научно исследования психических состоя. ( Марцинковская Т.Д. История психологии. 2004. - стр. 100)

Особенностью того времени является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. В мастерских осуществлялись экспериментальные работы. Здесь соединялись теоретические знания и опыт. Деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и др. наук.

В разных странах развиваются знания о медицине и физиологии человека. А. Парацельс выступил с теорией о природе человеческого организма и методах лечения болезней. Большое значение имели работы врача и мыслителя М. Сервета, его идея о малом круге кровообращения. Исследования по анатомии, физиологии и эмбриологии указывают на возросший интерес психологическим вопросам. ( Ждан А.Н. История психологии. 1990. - стр. 70-72)

Развитие психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологического исследований. Взаимоотношения науки и церкви неоднократно менялось.

В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Интерес к изучению этапов познания способностей человека.

Гл. 2. Зарождение психофизиологии в Средневековье

Психофизиология (от греч. psyche -- «душа», physis -- «природа» и logos -- «учение») -- наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Психофизиология является междисциплинарной научной дисциплиной, возникшей на стыке психологии и физиологии и изучающей роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, т. е. исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологическим субстратом.

Как уже было отмечено, из-за невозможности изучать психологию в Европе, уехавшие ученые стали открывать школы на Востоке. Здесь многие мыслители делали важные открытия в психологии, например, в области психофизиологии восприятия.

Известный ученый того времени Ибн аль -Хайсам впервые попытался трактовать функции органов восприятия, исходя из законов оптики. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по закону оптики образа внешнего объекта. Ученый доказал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный аффект запечатления внешнего воздействия, с другой - присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов». Ибн аль -Хайсам изучил такие важные явления как бинокулярное зрение, смещение цветов и наблюдаемое при этом эффекты, явление контраста и др.

Ученый подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Впоследствии он сделал вывод о том, что условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе прежних впечатлений.

Большое значение для психологии имели работы арабского мыслителя Ибн -Сины, самого выдающегося врача в истории медицины. Его знаменитый трактат «Канон врачебной науки» превзошел труды многих великих ученых.

Он был первым исследователем в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные периоды жизни.

Ибн-Сина полагал, что воспитание может осуществлять воздействие психики на организм, так что она способна изменить физиологические свойства в определенном направлении. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология включала предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Свои идеи Ибн- Сина разрабатывал на основе обширного медицинского опыта.

При лечении он использовал прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. Также он проделывал опыты, используя экспериментальный нервоз.

Все это говорит о том, что у Ибн-Сины появляются зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Еще один известный арабский мыслитель Ибн -Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показал

з...

Другие файлы:

Возникновение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средние века и эпоху Возрождения
Психофизиология как дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются физиологические основы психической дея...

Исторические этапы развития психологической науки
История античной психологии. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения, в XVII веке и в эпоху Просвещения. Зарождение п...

Античная психология: развитие знаний о душе как сущности и критический анализ взглядов
История античной психологии. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период возрождения. Развитие психологической мысли в XVII в...

История искусств. Том 2
Зодчество. Живопись. Ваяние.Роскошно иллюстрированное издание.Италия в эпоху Возрождения. - Нидерланды в эпоху Возрождения. - Испания. - Германия в эп...

Психология индивидуальных различий.
СПб.: 2004 - 701 с. (Серия "Мастера психологии") В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, кото...