Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психология индивидуальных различий.

Ильин Е.П.
Тип: djvu / zip
Категория: Психология
Скачать
Купить
СПб.: 2004
- 701 с. (Серия "Мастера психологии")

В книге излагаются основные сведения по психологии
индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и
дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности,
обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в
поведении и деятельности людей). В приложении приводятся методики изучения
индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может
быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии
вопросы.

Книга адресована практическим психологам, медикам,
вузовским преподавателям психологии, физиологам и педагогам.

              Оглавление:
Предисловие 10
Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми ... 13
1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях 13
1.2. Зарождение дифференциальной психологии как науки 14
1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии 16
Часть первая. Типы темперамента и личности
Глава 2. Учение о темпераменте 20
2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента 20
2.2. Описание типов темперамента И. Кантом 24
2.3. Новый подход В. Вундта к темпераменту 25
2.4. Конституциональный подход к темпераменту 26
2.5. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада 34
2.6. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента 38
2.7. Психологические (факторные) теории темперамента 46
2.8. Типология К. Юнга 51
2.9. Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду 53
Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми 55
3.1. Представления о темпераменте Г. Айзенка 55
3.2. Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина 57
3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова 59
3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу 63
3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента 64
3.6. Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом? 69
3.7. Соотношение темперамента и характера 70
3.8. Типы личности 75
Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий
Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления 89
4.1. Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы» 89
4.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы 92
4.3. Структура и классификация свойств нервной системы 95
4.4. Парциальные и общие свойства нервной системы 99
Глава 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы 104
5.1. Сила нервной системы 104
5.2. Подвижность — инертность и лабильность нервных процессов 109
5.3. Баланс нервных процессов 112
5.4. Свойства нервной системы и гормоны 116
5.5. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы 118 Глава 6. Методические вопросы изучения свойств нервной системы 123
6.1. «Произвольные» и «непроизвольные» методики изучения свойств нервной системы 123
6.2. О методах наблюдения и опроса при изучении свойств нервной системы 125
6.3. Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы 129
Часть третья. Индивидуальные различия в поведении
Глава 7. Различия в проявлении свойств темперамента 134
7.1. Экстравертированные — интровертированные типы 134
7.2. Ригидные — пластичные типы 143
7.3. Активные — пассивные типы 144
7.4. Чувствительные (сенситивные) типы 147
7.5. Связь личностных особенностей со свойствами нервной системы 149
Глава 8. Различия в эмоциональных проявлениях 152
8.1. Эмоциональные — неэмоциональные типы 152
8.2. Эмоционально стабильные — нестабильные типы 159
8.3. Модальностные эмоциональные типы 164
8.4. Оптимисты — пессимисты 166
8.5. Застенчивые 167
8.6. Сентиментальные 172
8.7. Эмпатийные 173
8.8. Совестливые 175
8.9. Обидчивые 175
8.10. Гневливые и агрессивные 176
8.11. Ревнивцы и завистливые 180
Глава 9. Мотивационные различия 182
9.1. Индивидуальные особенности мотивации 182
9.2. Два типа людей: стремящиеся к достижению и избегающие неудачи .... 187
9.3. Различия в самооценке и уровне притязаний 190
9.4. Внушаемость, конформность и негативизм как индивидуальные особенности, влияющие на процесс мотивации 192
9.5. «Включенность в задачу» и азартность как индивидуальное выражение стремления к достижению цели 196
Глава 10. Различия в проявлении «силы воли» 199
10.1. Терпеливые — нетерпеливые 199
10.2. Упорные и упрямые 200
10.3. Настойчивые 201
10.4. Различия людей по самообладанию 202
10.5. Есть ли «волевые» и «безвольные» люди? 206
10.6. Волевые качества и свойства нервной системы 206
Глава 11. Индивидуальность человека 209
11.1. Понятие индивидуальности 209
11.2. Б. Г. Ананьев об индивидуальности 210
11.3. Представления В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности .... 212
11.4. Личность и индивидуальность 215
Часть четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность Раздел первый. Способности как прогностический критерий различий между людьми по эффективности деятельности
Глава 12. Два подхода к рассмотрению способностей 221
12.1. Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей 221
12.2. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей .... 225
12.3. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей 232 Глава 13. Способности и одаренность 241
13.1. Одаренность 241
13.2. Об «общих» и «специальных» способностях и одаренности 246
13.3. Связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности 252
13.4. Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности 257
13.5. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы 259
13.6. Соотношение понятий способности и качества 265
13.7. Компенсация способностей и компенсаторные отношения 268
13.8. Измеряемы ли способности и одаренность? 272
Раздел второй. Стили деятельности человека
Глава 14. Общие представления о стиле деятельности 279
14.1. Понятие о стиле деятельности 279
14.2. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности 280
14.3. Стили деятельности и способности 281
14.4. Виды стилей деятельности 281
14.5. Структура стиля деятельности 282
14.6. Пути и механизмы формирования стиля деятельности 283
14.7. Стиль деятельности и ее эффективность 284
Глава 15. Стили профессиональной и учебной деятельности 288
15.1. Стили производственной деятельности 288
15.2. Стили педагогической деятельности 291
15.3. Стили спортивной деятельности 296
15.4. Стили деятельности музыкантов-инструменталистов 301
15.5. Стили учебной деятельности 301
Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности .... 307
16.1. Когнитивные стили 307
16.2. Догматизм как индивидуальная психологическая характеристика .... 317
16.3. Креативные личности 318
16.4. Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову 319
16.5. Склад ума и типы мышления 322
16.6. Об эмоциональных стилях 323
Глава 17. Стили руководства и общения 325
17.1. Понятие о стиле руководства 325
17.2. Классификации стилей руководства 326
17.3. Стиль руководства и личностные особенности 333
17.4. Эффективность различных стилей руководства 336
17.5. Отношение подчиненных к различным стилям руководства 339
17.6. Стили общения как отражение стиля руководства 340
17.7. Стили самопрезентации 344
17.8. Стили родительского воспитания 346
17.9. Стили привязанности детей к матери 349
Раздел третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента
Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности 352
18.1. Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическимиособенностями 352
18.2. Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности 357
18.3. Операциональная напряженность и типологические особенности 361
18.4. Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями . . . 362
18.5. Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности 363
18.6. Артистическая деятельность и типологические особенности 364
18.7. Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности 365
18.8. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности 368
18.9. Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями 369
Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала 370
19.1. Роль типологических особенностей в становлении профессионала .... 370
19.2. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессиональной ориентации и отбора 371
19.3. Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой 376
19.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки 376
19.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями 379
Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности 382
...
Другие файлы:

Психология индивидуальных различий: хрестоматия
Пособие продолжает серию переизданий хрестоматии по общей психологии. В книге даются основные понятия, раскрываются задачи, проблемы и методы психолог...

Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке
Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работ...

Психология индивидуальных различий

Психология и психофизиология индивидуальных различий
Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимо...

Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии
Изучение типологических свойств нервной системы входит в психологию в контексте большой проблемы физиологических основ индивидуальных различий между л...