Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Задачи социальной психологии

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение истории становления, этапов развития, задач и методов социальной психологии - отрасли психологической науки, которая изучает факты и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа по дисциплине Социальная психология

На тему "Задачи социальной психологии"

Содержание

Введение

1. Развитие социальной психологии

2. Методы социальной психологии и их применение

3. Задачи социальной психологии

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Психология это наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления, как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологию от других наук, изучающих природу и общество.

Формирование знаний о психических явлениях протекало в условиях борьбы между двумя основными философскими линиями -- материализмом и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение фундаментальных теоретических проблем психологии, от которых зависело направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма, домарксистская психология оказалась ареной столкновений противоположных подходов к изучению психики. Так возникло противопоставление субъективно-эмпирической, описательной, психологии и естественнонаучной, объяснительной; психологии "целостной" и психологии "атомистической", разлагающей сложные психологические образования на отдельные элементы. Всё это создавало почву для эклектических взглядов, тенденций к прагматизму и голому эмпиризму. Однако конкретные научные достижения психологии не соответствовали сложившимся теоретическим представлениям, что побуждало искать новые методологические подходы. Принципиально новые позиции утвердились в советской психологии на основе марксистско-ленинского учения о психике и сознании.

Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета психология, её метода и основных проблем. Вводя в психологию понятие об отражении, она требует подходить к психическим явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности -- того, что существует первично и независимо от него.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии, как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии -- изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы -- сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психического отражения -- сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные действия.

Наиболее изученными в психологии являются познавательные процессы -- ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам восприимчивости, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этому психологические исследования распространились также на внешне двигательную активность, которая в субъективно-эмпирической психологии выступала главным образом в качестве выражающие внутренние психические явления. Вместе с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отдельных "психических функций"; было обнаружено их сложное системное строение, реализуемое целым ансамблем элементарных сенсорных, моторных, монистических и тонических процессов. Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия. Сохранив идею относительной самостоятельности мышления. Оно, способно далеко выходить за пределы чувственного познания, современная психология раскрыла важную роль образов, как в протекании мыслительных процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.

1. Развитие социальной психологии

В течение длительного периода вопросы социальной психологии разрабатывались в составе различных философских учений. Так, истоки многих современных социально-психологических проблем можно обнаружить уже в концепциях Платона и Аристотеля. Элементы социальной психологии складывались также внутри конкретных наук -- прежде всего психологии и социологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии и языкознании. Дальнейшее развитие немарксистской социальной психологии наиболее ярко представлено в американской социальной психологии 20 века, когда после 1-й мировой войны 1914--18 перед ней был поставлен новый "социальный заказ" -- разработать средства для своеобразного "управления" социально-психологическими явлениями в производстве, армии, пропаганде. Была выдвинута программа построения социальной психологии как экспериментальной научной дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Мёде, Германия), получившая наиболее полное практическое воплощение в США. Социальная психология -научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, американская социальная психология достигла значительных успехов в исследовании целого ряда конкретных явлений структуры и динамики малых групп, межличностных отношений, средств и механизмов коммуникации. Предложенные для исследования этих проблем методики оказались эффективными и способствовали получению надёжной первичной информации. Однако, отойдя от европейской традиции анализа психологии "больших" групп, американская социальная психология, вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в социальной психологии стало исследование в области индивидуальной психологии, принципы и методики которого механически переносились в социальную психологию. На современном этапе, на Западе усиливается критика американской социальной психологии за недооценку теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорирование актуальных социальных проблем, развиваемая многими европейскими (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично американскими авторами.

В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской социальной психологии: материалистическое понимание истории, соотношения индивидуального и общественного сознания, рассмотрение личности как совокупности общественных отношений и др. Вопрос о материалистической перестройке социальной психологии остро обсуждался в СССР в двадцатых годах в рамках общей дискуссии о судьбах психологической науки. Практическое развитие социально-психологических исследований на основе марксистской методологии начало осуществляться с конца пятидесятых годов. Советская социальная психология основывается на принципах, как марксистской социологии, так и материалистической психологии (принцип единства сознания и деятельности ). Марксистская традиция в социальной психологии развивается также в других социалистических странах. Значение имеет полемика с концепциями не бихевиоризма, психоанализа, т. н. "когнитивизма" и интеракционизма в социальной психологии.

Основные направления социальной психологии: общие проблемы теории, методологии и истории; закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, вопрос о взаимосвязи общественных и межличностных отношений); характеристики больших социальных групп (наций, классов ); проблемы малых групп (условия формирования и структура, воздействие группы на личность, лидерство, принятие групповых решений ); исследование личности (проблемы социализации и социальных установок), в области прикладных исследований особенно актуальны социально-психологические проблемы управления, массовой коммуникации и пропаганды, противоправного поведения и другое. Социально-психологическая проблематика возникает в развитии целого ряда смежных наук, например языкознания, криминологии, демографии, этнографии .

Главная цель социальной психологии - марксистская мысль видит не в разработке средств манипуляции личностью (как это имеет место, например, в перспективе построения "поведенческой технологии" у Б. Скиннера, США), а в совершенствовании системы управления общественными процессами, С этой точки зрения важны определение возможностей социальной психологии в решении реальных проблем, стоящих перед обществом, разработка адекватного методического инструментария, отказ от лабораторного эксперимента как единственного метода исследования, использование методических приёмов, позволяющих анализировать закономерности человеческого поведения в реальных социальных группах, в реальных условиях человеческой деятельности. Наряду с экспериментом социальной психологии использует опрос, наблюдение, тесты, т. е. методы, применяемые и в социологии. Два основных подх...

Другие файлы:

Предмет и задачи социальной психологии
Определение и дискуссия о предмете социальной психологии: современные представления. Задачи социальной психологии в обществе. Конкретные прикладные за...

Проблемы, предмет и методы социальной психологии
История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX — начале XX вв...

Социальная психология
Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. П...

Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Место социальн

Предмет и задачи экологической психологии
Рассмотрение причин возникновения и этапов формирования социальной психологии как науки. Ознакомление с различными подходами к изучению взаимоотношени...