Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Зависимость типа "эмоционального выгорания" от характера эмоциогенной ситуации

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Проявление признаков "эмоционального выгорания". Характеристика видов эмоционального реагирования. Структура эмоционального явления. Влияние ценностей на динамику развития феномена "эмоционального выгорания". Понятие ценностных ориентаций личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Зависимость типа «эмоционального выгорания» от характера эмоциогенной ситуации

(Дипломная работа)

Содержание

Введение

Глава 1. Определение феномена «эмоционального выгорания»

1.1 Аналитический обзор литературы по проблематике исследования феномена «эмоционального выгорания»

1.2 Формы проявления признаков «эмоционального выгорания»

1.3 Факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания»

Глава 2. Построение теоретической модели феномена «эмоционального выгорания»

2.1 Характеристика различных видов эмоционального реагирования

2.2 Структура эмоционального явления

2.3 Эмоции успеха/неуспеха как основные предпосылки формирования «эмоционального выгорания»

2.4 Влияние ведущих ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания»

2.4.1 Понятие ценности, ее место и роль в структуре личности

2.4.2 Понятие ценностных ориентаций личности

Глава 3. Описание практической части исследования

3.1 Методическое обоснование

3.2 Порядок работы

3.3 Результаты

Выводы

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение3

Приложение 4

Введение

Начать свою работу я хочу с объяснения того, каким образом я пришла к изучению феномена «эмоционального выгорания». Меня всегда интересовали вопросы, почему разные люди по-разному выражают собственные эмоции: некоторые ярко, импульсивно, непосредственно, открыто, другие - сдержанно, отстраненно, как бы через призму разума (и в этом плане опосредованно), третьи долгое время находятся в подавленном состоянии, и этот факт не позволяет им адекватно выражать эмоции; одни осознают и открыто говорят о собственных эмоциях, другие не могут понять, что или кто вызвал такую эмоцию. Поэтому с младших курсов я занималась изучением эмоций и их влиянием на межличностное общение (что вызывает эмоции и эмоциональные состояния, каким образом люди распознают эмоции, как реагируют в ответ, как это влияет на поведение человека и его жизнедеятельность в целом). Наблюдая за поведением людей, я заметила, что одинаковые ситуации могут вызывать у разных людей совершенно различные (а иногда и противоположные эмоциональные отклики). Возник вопрос, какие основные факторы (внешние и внутренние) влияют на восприятие и переработку ситуаций.

Разбирая методики для диагностики эмоциональности людей, я нашла описание методики для диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Интересным показались следующие факты: во-первых, что методика представляет собой описание симптомов при «выгорании», и нигде не упоминается модель, согласно которой была выстроена эта методика, во-вторых, что «выгорание» рассматривается как профессиональный стереотип поведения, хотя большинство симптомов (эмоциональное отстранение, истощенность, неадекватное эмоциональное реагирование, сложности в выражении собственных эмоций) можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, а и во всех основных сферах жизнедеятельности человека. Я обратилась к изучению литературы по данному вопросу.

В конце 20-го века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания», как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, докторов, руководителей, юристов, работников сферы обслуживания и т.д.). Основными компонентами «выгорания» в данный момент считают эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Показано наличие синдрома «эмоционального выгорания» у учителей (Форманюк, 1994; Румянцева, 1998), у врачей и медицинских сестер (Абрамова, Юдчиц, 1998; Малышева, 2000; Dierendonck, 1994; Schaufeli, Yanczur, 1994), у ученых (Noworol, Marek, 1994), у управленцев (Водопьянова и др., 1997). Таким образом, этот синдром, очевидно, довольно распространен среди многих профессий, в том числе и не исследованных психологами.

В данное время синдром «выгорания» (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался (можно назвать только работы Аминова, Форманюк Т.В.[33], Барабановой [3], Водопьяновой [12], Румянцевой[29]). В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики. Кроме того, необходимо отметить, что, по сравнению с зарубежными специалистами, отечественные психологи заинтересовались изучением данного феномена не так давно (начиная с 1991 года).

На наш взгляд, исследование «выгорания» в нашей стране незаслуженно обходится стороной, поскольку, как отмечают многие авторы (Маслач, Холмлгорова, Гаранян), именно «эмоциональное выгорание» лежит в основе многих депрессивных, тревожных и соматоморфных расстройств.

Депрессия - один из главных показателей феномена «эмоционального выгорания» на его глубокой стадии развития, когда дефицит эмоций распространяется на другие сферы жизни человека. По данным Национального комитета по психическому здоровью США, к 2020 г. депрессия выйдет на второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний как причина утраты трудоспособности среди населения. Кроме того, в нашей стране за последние 5 лет число эмоциональных расстройств увеличилось в 3 раза. Поэтому исследование данного феномена является существенным и необходимым для построения успешной практической работы с людьми, находящимися в тревожных и депрессивных состояниях. В этом заключается практическая необходимость исследования данного феномена.

Можно отметить, что до настоящего момента основным теоретическим вопросом, связанным с темой феномена «эмоционального выгорания», являлся следующий: «Каковы личностные черты человека, наиболее подверженного «эмоциональному выгоранию»»? Поэтому большинство известных работ посвящено описанию феномена «выгорания» и установления зависимости с индивидуальными чертами и поведенческими паттернами. В результате этой немаловажной работы был получен довольно большой перечень личностных качеств и свойств, а так же их коррелятов в поведении человека, позволяющий распознавать феномен, отделять его от ряда других поведенческих феноменов.[14, 25]

Итогом этой работы, поведенной за последние 30 лет, стало создание методик, позволяющих диагностировать «эмоциональное выгорание» (например, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «MBI» К. Маслач и ряд других зарубежных методик).

В данное время исследуются те внешние факторы, которые в наибольшей мере способствуют появлению и развитию феномена «эмоционального выгорания» у людей, работающих в сфере «Человек-Человек». Кроме того, совсем недавно феномен был обнаружен у представителей «несоциальной» сферы, и изучение в этой области является перспективным. [25]

Таким образом, исследования, посвященные выявлению зависимости между индивидуальными и организационными факторами и «выгоранием», за рубежом ведутся постоянно, благодаря чему расширяется перечень факторов, способных повлиять на формирование и развитие «выгорания».

Однако, накопленный за всю историю изучения данного феномена материал не позволяет работать с теми людьми, которые уже давно находятся под влиянием «эмоционального выгорания». Как следствие фактора времени (продолжительность действия эмоциогенных факторов), симптомы данного феномена распространяются на другие сферы жизнедеятельности (семейные отношения, межличностные отношения вне работы, отдых) и теряется связь с источником формирования «выгорания» в данном случае - стрессогенными условиями работы. Человек привыкает жить в подавленном, обедненном эмоциями, депрессивном состоянии, и, устранив «вредные» стрессогенные факторы на работе, ситуация не изменится, а, возможно, усугубится.

Все эти трудности практического характера будет невозможно преодолеть до тех пор, пока не будет выработан понятийный аппарат, позволяющий вскрыть механизм «эмоционального выгорания». И в этом заключается необходимость теоретической проработки структуры и механизма «выгорания».

Данная дипломная работа - попытка теоретически вскрыть и обосновать этот механизм.

Основной недостаток существующих подходов к изучению «эмоционального выгорания» мы видим в следующем: эмоциональные явления, как составляющие «выгорания» рассматриваются как бы сами по себе, то есть описывается их симптоматика на психологическом, физиологическом уровне, но не устанавливается причинная обусловленность их возникновения.

Попытки связать возникновение «эмоционального выгорания» с личностными характеристиками и организационными факторами (особенностями внешних условий) не имели успеха: до сих пор не было установлено однозначной и достоверной связи ни с одним из факторов, равно как и с личностными характеристиками. Иными словами, науке не удалось выделить так называемую «группу риска», в наибольшей степени подверженной «выгоранию». Выгорают абсолютно разные (по психологическим характеристикам) люди и в совершенно разных условиях. И те факторы, которые для одного человека оказались решающими в формировании «эмоционального выгорания», для другого не сыграют никакой ро...

Другие файлы:

Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связа...

Влияние механизмов психологической защиты на формирование синдрома эмоционального выгорания в деятельности старших медицинских сестер
Проблема профессионального эмоционального выгорания, особенности проявления и причины данной проблемы среди старших медицинских сестер. Исследование у...

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов
Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетен...

Эмоциональное выгорание
История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмо...

Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания как реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсив...