Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определение понятий "психопатии" и "акцентуации характера", их различие. Разграничение акцентуаций по выраженности. Схематическая цепь совместимости и трансформаций типов психопатий и акцентуаций характера. Результаты опросника Шмишека и их анализ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".

Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.

Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Акцентуация - понятие, введенное К.Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных характеристик и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.Подробнее поговорим об этом чуть позже.

Акцентуация характера (иначе говоря,это чрезмерное заострение отдельных черт личности)- это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

Данное положение объясняет актуальность и важность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков, чему и посвящена нижеследующая работа. Почему объектом исследования становится именно подросток объясняется тем,что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера»

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

Доминирующие черты характерологических особенностей индивида сопровождают на протяжении всей жизни, а именно:

* Взаимоотношение со сверстниками и взрослыми;

* Психосоматическое состояние;

* Развитие психических процессов;

* Уровень воспитанности, знание этических норм и правил;

* Уровень самооценки;

* Психоэмоциональные проявления.

Таким образом, акцентуация является основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность.

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в не резко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и "нормальным" людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

Объект исследования: подростки в возрасте от 14 до 18 лет,а точнее их характерологические особенности.

Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.

Цели работы: рассмотреть такие вопросы, как особенности подросткового возраста, предпосылки девиации в подростковом возрасте, характеристика и классификации акцентуаций характера, общие характеристики акцентуаций, характерных для современных подростков.

Задачи: выявить взаимосвязи характерологических черт личности, свойственных определенному психотипу,для успешного решения поставленных целей необходимо провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме, подобрать методы исследования, провести исследование и оценить результаты.

Гипотеза: какие акцентуации наиболее характерны для современных подростков.

Методы:

* Теоретический метод - анализ теоретической научно-методической литературы;

* Клинический метод: беседа, наблюдение;

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

* Эмпирические методы - сбор информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы (тестирование, эксперимент).

Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

*Тестирование:

- Характерологический тест-опросник Шмишека.

Глава 1. Обзор литературы по теме «Акцентуации характера подростков»

1.1 Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера» и их различие

Психопатии - это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде".

Таковы три критерия -- тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии. Но как оценить те отклонения характера, которые удовлетворяют лишь одному или двум из этих критериев?

С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема -- как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 г. В. М. Бехтерев упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется. В 1894 г. бельгийский психиатр Dalemagne (цит. по О. В. Кербикову, 1961) выделил, наряду с «desequilibres», т. е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный «психопатиям»), еще и «...

Другие файлы:

Влияние акцентуации характера на положение подростков в группе сверстников
Особенности проявления акцентуированных черт характера в подростковом возрасте. Влияние статусного положения подростка на формирование его личности. И...

Определение типа акцентуации характера подростка
Диагностика типологии характера подростка с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник" А.Е. Личко. Общая характеристик...

Изучение страхов у подростков с акцентуациями характера
Сущность страха как особого психического состояния. Описание явной и скрытой акцентуации характера. Особенности становления эмоциональной сферы подрос...

Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками
Характер как система устойчивых черт личности. Характер и темперамент. Формирование характера в ходе учебной деятельности. Психологические типы акцент...

Акцентуации характера
Направления современной характерологии. Понятие и структура характера, его связь с мировоззрением, точки зрения на его природу. Особенности общения и...