Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изучение страхов у подростков с акцентуациями характера

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность страха как особого психического состояния. Описание явной и скрытой акцентуации характера. Особенности становления эмоциональной сферы подростка. Исследование страхов детей с различными типами акцентуации характера; рекомендации по их коррекции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Иркутский государственный педагогический университет"

Факультет психологии

Специальность "020400 - психология"

Дипломная работа

ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Иркутск 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения страха и акцентуаций характера личности

1.1 Общая характеристика страха, как особого психического состояния, подходы, понимание сущности страха

1.2 Акцентуация характера как психологический феномен

1.3 Характеристика эмоциональной сферы подростков

1.4 Выводы

Глава 2. Эмпирическое изучение страхов у подростков с различными типами акцентуаций характера

2.1 База и методы исследования

2.2 Анализ результатов и их обсуждение

2.3 Рекомендации по коррекции страхов с учетом акцентуаций характера

2.4 Выводы

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Страх является объектом исследования различных наук, в том числе и психологии. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. А.И. Захаров выделяет две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер, это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

В настоящее время психологическая наука располагает обширным материалом по исследованию феномена страха. Однако тема изучения страхов у подростков с акцентуациями характера оставалась за рамками научного анализа.

Цель дипломной работы - изучить страхи у подростков с акцентуациями характера.

Объект исследования - страх как особое психическое состояние.

Предмет исследования - виды страхов у подростков с различными акцентуациями характера.

Гипотеза исследования: у подростков с различными типами акцентуаций характера имеются определенные виды страхов.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. на основании теоретического анализа обосновать положение о наличии определенных страхов у подростков с акцентуациями характера;

2. изучить виды страхов и акцентуацию характера у подростков;

3. выявить доминирующие виды страхов у подростков с различными типами акцентуаций характера.

Методологической основой исследования является принцип единства сознания и деятельности, изложенный в работах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. При изучении страхов мы опирались на теоретические положения о природе и генезисе страха, сформулированные в работах А.И.Захарова, В.В.Лебединского, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, М.Кляйн, Г.Салливан и других. В понимании акцентуаций характера и их видах мы основывались на типологии А.Е.Личко.

База и методы исследования. Работа проводилось на базе средней общеобразовательной школы №7 города Ангарска. В исследовании приняло участие 123 подростка. Возраст испытуемых составил 14 - 15 лет.

При решении задач, поставленных в исследовании, нами были использованы следующие методики: опросник диагностики страхов у подростков, разработанный А.И.Захаровым. Для выявления акцентуаций характера был использован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е.Личко.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением надежных психодиагностических методик, а также использованием статистических методов обработки данных. В частности при обработке полученных результатов был использован критерий хІ.

Структура и объем дипломной работы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе содержатся 12 рисунков, 1 таблица. Общий объем работы составляет 66 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

1.1 Общая характеристика страха, как особого психического состояния, подходы, понимание сущности страха

В зарубежной и отечественной психологии имеются множество работ, посвященных изучению феномена страха. В современной психологической науке под термином страх понимается "наиболее биологически обусловленная эмоция как отражение нужды избежать опасности, в основе которой лежит пассивный или активный оборонительный рефлекс[21]; это реакция на действительную или мнимую, но переживаемую как действительную опасность"[7]. Данное явление также называют "эмоциональным состоянием, возникающим в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула"[3]. А. И. Захаров определяет этот феномен как "аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека"[11]. На первичном биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Содержание страха -- это отражение предмета страха в сознании субъекта. Содержание страха может быть представлено в психике, как в вербальном виде, так и как образ. Образ страха -- это перцептивное, целостное, преимущественно наглядное отражение предмета страха в сознании субъекта. Вербальное и образное содержание страха представляют его интрапсихические проявления. Внешние аспекты содержания страха отражаются в поведении. Термин содержание страха употребляется нами, когда мы говорим о страхе, как об интегративном феномене бытия личности. Содержание страхов характеризует конкретную боязнь определенных объектов страха у непосредственно исследуемых детей. Содержание страха всегда связано как с реальной ситуацией опасности, так и с культурно-историческими традициями. Ряд авторов отмечают, что культура во многом обусловливает содержание группового и индивидуального сознания (Выготский Л.С., Леви-Стросс К., Лебедева Н.М., Малиновский Б., Мид М., Мосс М.).

Исследования детских и подростковых страхов довольно широко представлены в работах отечественных и зарубежных ученых. Страх рассматривается как феномен невротического развития личности в работах таких ученых как М.Кляйн, Г.Салливан, С.Файнберг, З.Фрейд, А.Фрейд. В трудах других известных психологов (А.И.Захаров, В.В.Лебединский, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Г.Салливан, Д.Селли) страх рассматривается с точки зрения значимого феномена социальных взаимоотношений человека с внешним миром. Психологические аспекты феномена страха представлены во многих научных исследованиях. В современной психологической науке имеются разные точки зрения по поводу происхождения, структуры, типологии и значения данного явления.

Один из ключевых вопросов психологии страха заключается в его природе: врожденной или приобретенной. Эта взаимосвязь составляет основной предмет исследования в классических работах С.Холла, Д.Селли, У.Джемса.

На данный момент наиболее широко проблема страха рассматривается в западной психологии в рамках четырех основных подходов.

Первый -- обращает внимание на поведенческие основы страха и связан с бихевиористским направлением (Г.Айзенк, А.Бандура, Ч.Спилбергер, Дж.Уотсон). Страх рассматривается как феномен, имеющий условно рефлекторную основу, основанный на переживании травматического опыта. Так, Дж. Уотсон, признающий, что страх является одной из базовых врожденных эмоций, считал, что в процессе развития ребенка характер страха изменяется -- он начинает возникать на основе условных рефлексов. В область рассмотрения данного подхода попадают аспекты страха, связанные в основном с реакцией испуга, избегания и не затрагиваются проблемы осмысления и ценностной интерпретации страха.

Второй -- связан с психоаналитической традицией и последующим ее развитием различными авторами (Адлер А., Салливен Г.С., Фрейд А., Фрейд З., Хорни К., Юнг К.Г.). Главным объектом исследования здесь является феномен, обозначенный З. Фрейдом как "невротический страх" (в ряде переводов он называется "тревогой"), то есть страх, не связанный с реальной объективной опасностью. Причина возникновения невротического страха определялась различными авторами данного направления в зависимости от того, в чем они видели доминанту развития личности.

Третий подход основан на положениях философии экзистенциализма (Камю А., Кьеркегор С., Сартр Ж..-П., Тиллих П., Хайдеггер М., Шестов Л.). Страх рассматривается как важнейшая характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека. Различные авторы уделяют внимание преимущественно "смыслу" страха, то есть его месту в общей системе метафизического, психологиче...

Другие файлы:

Индивидуальные психологические особенности акцентуированных старших подростков с девиантным поведением
Понятие, виды, причины формирования отклоняющегося поведения. Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте. Методы опред...

Связь акцентуации характера с выбором будущей профессии старшими школьниками
Общие проблемы формирования мировоззрения личности. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека. Эмпирическ...

Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста
Изучение страхов у дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности преодоления феномена страхов в процессе педагогической деятельности...

Особенности общения со сверстниками у подростков с разными типами характера
Понятие и особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте. Эмпирическое исследование межличностных отношений со сверстника...

Изучение направленности личности старшеклассников с разными акцентуациями характера
Проблема направленности личности в психологии, ее связь с акцентуацией характера в старшем школьном возрасте. Процедура и методы исследования типов на...