Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Гендерные особенности кризиса 30 лет

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Возрастные кризисы взрослости. Гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии. Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки. Уровни смысложизненных ориентаций.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Наше общество разделено на мужчин и женщин и это является центральной установкой восприятия нами как себя лично, так и окружающих нас людей.

Личности мужчин и женщин с точки зрения психологии характеризуются теми качествами, которые приобретаются и реализуются в процессе общения, социального взаимодействия в контексте общественных и межличностных отношений. Изучение психологических отличий мужчины и женщины интересно не только человеку как таковому, но и всему обществу в целом. Влияние полового признака на развитие человека довольно велико, и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными составляющими позволяет лучше понять соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека.[7 , 4]

Этими вопросами занимается одна из областей психологической науки гендерная психология, которая формирует представление о неравенстве полов: в идеологии, стереотипах поведения. [3 , 9]

Гендерные характеристики представителей 30 летнего возраста изучаются с позиции переживания конфликтов полов. В этом возрасте противоречия между индивидуальными потребностями, реализованными в гендерных стереотипах, чаще всего проявляются как внутриличностные конфликты.

Внутриличностные конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями. Ситуацию внутреннего конфликта человек воспринимает и переживает как психологическую проблему, требующую своего разрешения. [2 ] Такая ситуация определяется понятием «кризис».

В состоянии кризиса человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней потребности своей жизни, так как возникают внешние препятствия, а весь прошлый опыт не может ему в этом помочь.

Проблема кризиса волнует многих психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей. Различные исследования, споры, полемика проводятся психологами в гендерной области психологии.

Многие различия видятся не в гормонах и хромосомах, а в общественных нормах, приписывающих различные виды отношений, типов поведения в соответствии с биологическим полом. Эти нормы называются половыми или гендерными ролями. Эти отношения провоцируют сначала конфликт и попытки разрешения, а потом поиск новой системы сотрудничества, для выхода из трудной ситуации.

Возраст 30 лет относится к продолжительному периоду онтогенеза - зрелости. Период зрелости является периодом максимального расцвета личности, высшим моментом проявления духовных сил в процессе самоактуализации личности. Но различия в поведении человека определяют не только биологические, но и социальные характеристики, которые очень тесно переплетены между собой. Для прояснения биологических и социальных аспектов мужского и женского поведения американский психолог Р. Столлер в конце 1960 года предложил понятийно разделить сексуальность по двум аспектам: биологическому - термин «пол»; социальному - термин «гендер».

На период зрелости приходится несколько кризисов в которых происходят личностные сдвиги, как у мужчин, так и у женщин, ведь процесс познания мира, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. А для каждого этапа развития, характерен свой возрастной кризис.

Впервые термин «возрастной кризис» был введен Л.С.Выготским , который определял как целостное изменение личности, возникающее при смене стабильных периодов в жизни человека. По Выготскому, возрастной кризис связан с возникновением новообразований, которые сначала разрушают одну социальную ситуацию, а затем приводят к возникновению другой, адекватной новому психологическому образу человека. Этот механизм смены социальных отношений и есть психологическое содержание кризиса. Поэтому важно, каким будет переживание кризиса, приведет ли оно к депрессии и застою, или станет созиданием - это будет зависеть от самого человека, от его собственной самооценки.

Актуальность. Кризис 30 лет имеет много противоречий, его особенностью является его минимальная зависимость от хронологического возраста и определяется только личными обстоятельствами жизни самого человека - его опытом, родом занятия, личностными установками и собственной самооценкой. [12 , 290]

В справочнике практического психолога И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы взрослости» используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований, в ходе которых выявилось влияние гендерных стереотипов на протекание кризиса 30 лет у мужчин и женщин. Темпы развития мужчин и женщин отличаются. Фундаментальные ступени расширения возможностей личности, которые открывают человеку путь к полному расцвету его индивидуальности, одинаковы для обоих полов. Однако мужчины и женщины редко сталкиваются с одинаковыми вопросами в той же ситуации и в том же возрасте. Так, супруги- одногодки очень различаются по синхронизации во времени. Если в возрасте 20 лет мужчина быстро приобретает уверенность в себе, то замужняя женщина обычно теряет уверенность в себе, которую имела в юности. Когда мужчина переходит рубеж 30 лет и хочет начать оседлую жизнь, женщина часто становится беспокойной. После 40 лет мужчина чувствует себя стоящим над обрывом, он оставил позади свою силу, энергию, мечты, расстался с иллюзиями, а его жена в то же время, вероятно, вероятно, полна амбиций и готова взять новую высоту.[29, 25]

Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.

Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.

Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии, имеют качественные различия в смысложизненных ориентациях, самоактуализации, самооценки.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ гендерных стереотипов поведения мужчин и женщин при прохождении кризиса 30 лет.

2. Подобрать методики для использования выдвинутой гипотезы.

3. С помощью диагностики депрессивных состояний выявить в выборке три группы испытуемых: с высоким, средним, низким показателями.

4. Определить уровни смысложизненных ориентаций, самоактуализации, самооценки у мужчин и женщин в каждой группе.

5. Проверить гипотезу гендерных различий протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся в одном уровне депрессии.

Методики исследования:

1. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова;

2. Методика А.Д.Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций»

3. Методика А.В.Лазукина в адаптации Н.Ф.Калинина «Самоактуализация личности»;

4. Методика исследования самооценки личности С.А.Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»

Выборка: в исследовании приняли участие 12 мужчин и 12 женщин в возрасте 30 лет.

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА 30 ЛЕТ

1.1 Гендерные стереотипы

Уже с раннего возраста человек начинает осознавать себя с определенным полом. В связи с этим у него возникает субъективное «чувство и пола» и получают развитие определенные характеристики личности - маскулинные или фемининные. При этом мужчина может обладать феминными чертами, а женщина - маскулинными, а также возможны своеобразные сочетания тех и других черт. В гендерной психологии это относится к гендерной идентичности. В свою очередь гендерная идентичность отображает не только определение пола, но и соответствующие формы поведения и формирование личностных характеристик. В связи с этим у человека возникает целостное представление о себе.[ 3, 200]

По мнению психологов гендерные различия следует искать не столько в наборах хромосом и гормонах, сколько в социальных нормах, которые предписывают нам определенные типы поведения, интересы в соответствии с биологическим полом. Определенный набор норм, свойственных каждому полу называются гендерными ролями. Вот такой полоролевой подход и называется гендерным стереотипом. Так американский профессор социальной психологии Алис Игли сказала, что гендерные стереотипы уже стали нашими социальными нормами. Что означает наши представления об определенных наборах качеств и моделей поведения, которыми придерживаются большинство людей и которое считается правильным для представителей того или иного пола. Чтобы адекватно понять природу и происхождение психологических различий между мужчинами и женщинами надо принять во внимание это обстоятельство.

Быть мужчиной или женщиной в психологическом аспекте означает субъективную уверенность каждого представителя биологического пола ( обладающих определенными гениталями и телесными особенностями) в том, что они имеют специфические личностные и поведенческие характеристики присущие соответствующему полу.

Следовательно, пол в социальном взаимодействии выступает как когнитивная схема - выраженная культурой представления о том, какие личностные признаки присущи людям разного пола.

Гендерные стереотипы разделяются на три группы:

1. Стереотипы, связанные с нормативными представлениями соматических, психических, поведенческих свойствах, характерные для мужчин и женщин. Это как например, стереотипное представление о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны...

Другие файлы:

Гендерные особенности подросткового кризиса
Психические симптомы переходного возраста. Гендерные особенности подросткового кризиса, проявляющиеся в уровне самооценки, агрессивности, тревожности....

Гендерные особенности рекламы на предприятиях сервиса
Общие основы гендерной психологии и гендерные стереотипы. Роль рекламы в формировании гендерных стереотипов. Гендерные особенности восприятия рекламы....

Гендерные особенности агрессивности детей 5-6 лет
Характеристика дошкольного учреждения и детского коллектива. План воспитательной работы и сценарий мероприятия. Консультация для родителей по теме "Аг...

Гендерные особенности памяти старших дошкольников
Память как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории. Особенности памяти в зависимости от гендера. Развитие памяти в старшем дош...

Гендерные особенности сказочных персонажей
Определение жанра сказки. Исследование архаической стадии гендерной литературы. Сопоставительный анализ народной и авторской сказки. Проблема перевода...