Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние семейных конфликтов на ребёнка в младшем школьном возрасте в многодетных семьях

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Формирование личности младшего школьника в семье. Характеристика многодетной семьи. Изучение основных причин возникновения семейных конфликтов. Психологические особенности детей из конфликтных семей. Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Министерство Просвещения Республики Молдова

Тараклийский Государственный Университет им. «Гр. Цамблака»

Кафедра педагогики

Дипломная работа

На тему: «Влияние семейных конфликтов на ребёнка в младшем школьном возрасте в многодетных семьях».

Выполнила: Дериволкова Елена

Научный руководитель: магистр права Волков Ев. Сер.

Тараклия 2011- 2012

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы определения конфликтов

1.1 Понятие конфликта, виды конфликтов

1.2 Особенности семейных конфликтов и их типология

1.3 Причины возникновения семейных конфликтов

Глава II. Психологические особенности детей из конфликтных семей и профилактика семейных конфликтов

2.1 Семья и функции семьи

2.2 Характеристика многодетной семьи

2.3 Общая характеристика младшего школьного возраста

2.4 Формирование личности младшего школьника в семье

2.5 Психологические особенности детей из конфликтных семей

2.6 Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов в отношении «родители - ребёнок»

Глава III. Практический аспект изучения влияния семейных конфликтов на психическое развитие младшего школьника в многодетной семье

3.1 Обзор экспериментальных методик и их характеристика

3.2 Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Напряжение в обществе, вызванное ухудшением экономического положения семьи, привело к нарастанию конфликтов в семье, снижению стрессоустойчивости человека, накопление эмоций негативного характера, часто находящих выход в агрессии на других, либо на себя. Взаимоотношения в семье становятся ведущим фактором развития и существования цивилизованного общества.

Большинство ученых считают, что существование семьи без конфликтов невозможно. Это необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения.

Проблема конфликта всегда была актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.

Традиционно семья- главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Деформация личности под влиянием семьи, её психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены к постоянным конфликтам, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из, безусловно, положительного становится отрицательным фактором формирования личности.

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или же тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

Актуальность данной темы дипломной работы заключается в том, что семейные конфликты являются самыми массовыми и распространёнными конфликтами, и они отрицательно влияют на ребёнка, живущий в постоянной конфликтной атмосфере.

Цель дипломной работы: изучить влияние семейных конфликтов на психологическое развитие младшего школьника. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть особенности семейных конфликтов и их типологию.

3. Изучить влияние семейных конфликтов на формирование личности ребёнка в младшем школьном возрасте.

4. Описать психологические особенности детей из конфликтных семей.

5. Изучить модели социально- профилактической работы по разрешению семейных конфликтов.

Гипотеза - существует прямое негативное влияние семейных конфликтов на ребёнка. Нам необходимо показать отрицательное влияние семейных конфликтов, исследуя детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - ребёнок в младшем школьном возрасте, живущий в постоянной конфликтной атмосфере.

Предмет исследования - причины и обстоятельства, способствующие развитию конфликтов в семье, а также их влияние на младшего школьника.

Теоретическая значимость работы содержится в социально- психологическом анализе детско - родительских взаимоотношений, и в выявлении отрицательного влияния семейных конфликтов на ребёнка.

В данной работе необходимо рассмотреть семейные конфликты и их влияние на формирование личности младшего школьника, т.к. семья- это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Её уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных жизненных ситуациях.

Практическая значимость: результаты исследования в данной дипломной работе, полученные нами, могут быть использованы родителями, социальными работниками, социальными педагогами, психологами школ.

Теоретико-методические основы: Дипломное исследование основано на трудах: Н.В. Гришиной [15], В.С. Мухиной [19], В.А. Сысенко [21], В.М. Целуйко [26], которые изучали типологию и виды конфликтов, а также психологию супружеских конфликтов, и их влияние на ребёнка. Учения о влиянии семейных конфликтов на формирование личности ребёнка.

Практическая часть работы основывается на следующих методах:

· Метод беседы,

· Рисуночные методики «Моя семья» и «Семья, которую хочу»,

· Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

Итак, мы исследовали детей в возрасте от 6 до 10 лет (10 человек) и их родителей (20 человек). Главным условием нашего исследования, чтобы дети были из семьи, где частые ссоры и скандалы между родителями (супружеские конфликты).

Существует ряд учёных, психологов, педагогов которые занимаются изучением семейных конфликтов, а также их влиянием на ребёнка, такие как: Светлана Руснак, Кристина Попеску, Оксана Шевченко, Георг Зиммель, Н.В.Гришина, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, и др.

Структурное построение работы: введение, три главы, заключение, библиография и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами, диаграммами и гистограммами.

Глава I. Теоретические основы определения конфликтов

1.1 Понятие конфликта, виды конфликтов

Для того чтобы раскрыть полно тему дипломной работы необходимо в первую очередь дать определение понятия «конфликт».

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, лицами или группами. Это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Существуют четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Другие файлы:

Агрессия в младшем школьном возрасте
Анализ литературы по вопросу агрессия младших школьников. Сущность агрессии и причины ее появления в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекци...

Влияние родительской эмпатии на детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте
Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Эмпатия родителей как основа развития личности ребенка. Организация коррекционн...

Влияние объёма памяти на усвоение лексического материала по немецкому языку в младшем школьном возрасте
Психологическая характеристика и индивидуальные свойства памяти. Главные направления в развитии памяти младших школьников. Основные приемы запоминания...

Гендерные стереотипы в младшем школьном возрасте
Понятие гендерного воспитания в истории психологии и педагогики. Особенности гендерного поведения и взаимодействия в младшем школьном возрасте. Исслед...

Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте
Факторы, оказывающие влияние на становление агрессивного поведения. Анализ и обобщение психологической литературы по проблеме агрессивного поведения д...