Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Факторы, оказывающие влияние на становление агрессивного поведения. Анализ и обобщение психологической литературы по проблеме агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте. Разработка программы курса коррекции агрессивного поведения у детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Повышенная агрессивность детей является сегодня одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения феномена детской агрессивности.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Проблема агрессии и агрессивности и сегодня является одной из самых актуальных в современной психологии. Она рассматривается в общей, социальной, педагогической и возрастной психологии. Ряд аспектов возникновения, протекания, направленности и контроля агрессии достаточно глубоко изучен в работах отечественных и зарубежных психологов. Общим проблемам источников агрессии посвящены фундаментальные работы 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Дж. Долларда, Л. Берковица, А.Бандуры, Р. Бэрона, Д.Ричардсон, А.А. Реана, Н.Д. Левитова, Л.В. Семенюк, И.А. Фурманова и др., возрастным особенностям агрессивного поведения работы А. Бандуры, Н.А. Дубинко, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой, Т.П. Смирновой, И.А.Фурманова, Л.В. Семенюк, Л.М. Шипицыной и др. Подробно рассмотрены личностные и ситуационные детерминанты агрессии в работах Р. Бэрона, Д. Ричардсон, И.А. Фурманова, Л.М. Шипицыной и др.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной изученности психологических аспектов агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. В психологической литературе большее внимание уделяется особенностям агрессивного поведения подростков и чуть меньшее особенностям агрессивного поведения дошкольников. Это связано с тем, что большинство исследователей традиционно считали, что детям младшего школьного возраста не свойственно проявление агрессивных форм поведения в той степени, в которой их демонстрируют подростки и дошкольники. Но ряд сложившихся в современном обществе условий (рост террора, высокая криминогенная обстановка в стране, многочисленные сцены насилия по телевидению, популярность компьютерных игр с агрессивным содержанием) способствуют росту агрессивных форм поведения и у детей младшего школьного возраста.

Кроме того, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Арсенал психологических техник, которым владеет школьный психолог, также весьма ограничен и не решает эту проблему комплексно. Как правило, психолог работает в рамках тестового материала (Розенцвейг, пятна Рошаха, несуществующее животное и т.д.). В мышечной релаксации агрессивному ребенку чаще всего предлагается регулярно «бить грушу» или рвать бумагу. Но данные приемы зачастую оказываются малоэффективны в коррекции агрессивного поведения детей.

Цель работы - изучить психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - проявление агрессивных форм поведения у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: агрессивное поведение выражено в меньшей степени у младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования, чем у детей, не посещающих учреждения данного типа.

В соответствии с целью, проблемой, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- изучение, анализ и обобщение психологической литературы по проблеме агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте;

- выявление факторов, оказывающих влияние на становление агрессивного поведения детей;

- изучение психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;

- разработка программы курса коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

В качестве методов исследования применялись:

1. Наблюдение.

2. Тестирование.

3. Опрос.

4. Изучение продуктов деятельности.

В частности использовались следующие методики:

- адаптированный для младших школьников вариант опросника Басса-Дарки;

- адаптированный для младших школьников вариант опросника Леонгарда-Шмишека;

- адаптированный для младших школьников вариант опросника Ч.Д. Спилбергера;

- адаптированный для младших школьников тест «Незаконченные предложения»;

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Глава 1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психологии

1.1 Основные понятия и концепции агрессии

Агрессия (от латинского «agressio») - нападение, приступ. Разные авторы вкладывают в термин «агрессия» совершенно разное содержание. Как полагает А. Басе, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное Берковиц, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Д. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение: агрессия -- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения (Берон, Ричардсон, 2000) .

Это определение предполагает, что «агрессию» следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими как стремление оскорбить или навредить; с негативными установками» [Берон, Ричардсон 2000: 328]. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Так, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других, агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайного эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия.

А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрессия - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.)

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля (Шипицына 2004).

Заслуживает внимание вариант дихотомического деления агрессии, предложенный Басом, на враждебную и инструментальную агрессию.

Термин враждебная агрессия относится к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры преследуют цели, несвязанные с причинением вреда. Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии, это положение вызывает полемику. Так, по мнению Л. Бандуры (1989), несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены па решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией.

Д. Зильманн (1970) заменил «враждебную» и «инструментальную» агрессию на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые п...

Другие файлы:

Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте
Психологический анализ и характеристика совладающего поведения в младшем школьном возрасте. Психологические защиты, копинг-стратегии и их характеристи...

Особенности психического развития у детей младшего школьного возраста с нарушением поведения
Концепции формирования и развития психики в онтогенезе. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Основные причины и формы наруше...

Способности и одарённость в младшем школьном возрасте
Определение понятий способность и одаренность, проявление этих качеств в младшем школьном возрасте. Цели и способы выявления одаренных детей. Эксперим...

Агрессия в младшем школьном возрасте
Анализ литературы по вопросу агрессия младших школьников. Сущность агрессии и причины ее появления в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекци...

Гендерные стереотипы в младшем школьном возрасте
Понятие гендерного воспитания в истории психологии и педагогики. Особенности гендерного поведения и взаимодействия в младшем школьном возрасте. Исслед...