Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние когнитивного компонента "Я" на выбор профессии детей старшего школьного возраста

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Выбор профессии и подготовка к трудовой деятельности, одна из наиболее важных задач в развитии и становлении молодых людей. Влияние самосознания (когнитивного компонента "Я") на степень готовности к выбору профессии детей старшего школьного возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Выбор профессии и подготовка к трудовой деятельности являются одними из наиболее важных задач в развитии и становлении молодых людей. Продуманный и реалистичный подход позволяет старшему школьнику выбрать специальность, наиболее соответствующую его индивидуальным качествам, в которой он найдет наибольшее удовлетворение и раскроется как личность, а также наиболее необходимую для общества. Необдуманный и случайный выбор может привести к глубокому разочарованию, неудовлетворенности и общественному неодобрению.

Влияние когнитивного компонента Я

Исследователи, работающие в русле данной проблемы (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, Е.Е.Смирнова), отмечают ряд типичных ошибок, возникающих при выборе профессии, имеющие в своей основе разнообразные факторы: окружение (семья, друзья, школьный персонал), физическое здоровье, стереотипы и другие, - все они, как правило, детерминированы низким уровнем самопознания у старших школьников. В научной литературе самопознание определяется как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости, присущих личности. Данной проблематике посвящены научные труды таких ученых как Б.Г.Ананьев, И.С.Кон, В.В.Столин, Р.Бернс. Осуществляя самопознание, то есть, обращая психическую деятельность на исследование самого себя, старший школьник производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом, что обеспечивает понимание себя, принятие своих физических и личностных особенностей, осознанность.

Степень осознанности ситуации выбора профессии находит отражение в предпочитаемой стратегии: случайный, неосознанный и несамостоятельный выбор определяет стратегию адаптации к профессиональным требованиям, в то время как стратегия профессионального развития задается осознанным и самостоятельным выбором профессии.

Внутренняя убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие физические и психологические требования профессия предъявляет к человеку, способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), анализу профессий и принятия решения на основе сопоставления этих двух видов знаний, т.е. способность к сознательному выбору профессии, характеризует степень готовности старшего школьника к выбору профессии.

В результате анализа теоретических исследований по проблематике исследования было выдвинуто предположение о том, что когнитивный компонент Я-концепции накладывает отпечаток на выбор профессии (на степень готовности к выбору профессии и самостоятельность этого выбора) в старшем школьном возрасте. Данное предположение, подкрепленное теоретическими обоснованиями, выступает в исследовании в качестве рабочей гипотезы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась муниципальная общеобразовательная средняя школа №43 города Нижневартовск. В исследовании приняли участие 40 школьников выпускных (одиннадцатых) классов.

В результате проведения запланированных методов психодиагностики (методика изучения свойств самосознания («образа Я») личности Ч.Осгуда; методика определения готовности учащихся к выбору профессии В.Б.Успенского; методика изучения осознанности профессионального выбора И.М.Кондакова) и метода математико-статистической обработки эмпирических данных психологического исследования (расчет рангового коэффициента корреляции по Спирмену) гипотеза была экспериментально доказана.

При определении статистической значимости полученного значения коэффициента было выявлено, что полученные в исследовании данные статистически значимы с доверительной вероятностью 99,0%.

Из общего числа испытуемых 65,0% имеют высокий уровень развития когнитивного компонента Я-концепции. Для них характерны интерес к собственному внутреннему миру, сформированность навыков определения психологических особенностей личности, выявления своих предрасположенностей и профессиональных интересов, определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда, свидетельствующие о готовности к сознательному выбору профессии.

Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, дают основание утверждать о наличие проблемы адекватности выбора профессии в ситуации низкого уровня развития когнитивного компонента Я-концепции, проявляющиеся у 35,0% испытуемых.

Недостаточное знание и понимание совместимости желаемого будущего и реальных индивидуальных способностей и возможностей могут привести старших школьников к нереализованности потенциальных, действительных способностей, к серьезным последствиям, связанным с эмоциональной неудовлетворенностью жизненным положением. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию.

Образ психолога как основа выбора профессии психолога

Реалии современного мирового кризиса таковы, что человек оказался в достаточно сложных условиях: с одной стороны, возросшая психологическая нагрузка, стрессы, неустойчивость социального статуса и положения. С другой стороны, наблюдается рост требований к человеку: высокая конкуренция, на фоне массового сокращения, повышенные требования к мобильности, гибкости, умении быстро ориентироваться в сложных социально-экономических реалиях. Начавшись как кризис финансовый он начинает перерастать в социальный и экзистенциальный (жизне-смысло-деятельностный) кризисы. Отсюда, возникает повышенная потребность в высокопрофессиональных психологических кадрах. Именно психолог призван помочь человеку адаптироваться в сложных условиях кризиса.

Однако, имидж психолога и психологии, как науки, не слишком высок на данный момент в глазах обывателей. Сегодня СМИ формируют массовое сознание населения.

Люди склонны судить о психологе, опираясь лишь на образ, воссоздаваемый газетами, журналами и телевидением - всевозможные ток-шоу (А. Курпатов), сериалы (С. Васильев), ведь именно там население, в основном, и сталкивается с психологами. Неудивительно, что тиражируемый образ в сознании людей доминирует. И дело даже не в том, что он вытесняет реальность, а в том, что вытеснять просто нечего - истинный образ не успевает даже сформироваться. В связи с этим, образ психолога в сознании населения предстает достаточно искаженным. Отрицательное влияние, подобная пропаганда оказывает и на выбор профессии, осуществляемый абитуриентами, которые все в меньшей степени отдают свое предпочтение психологии при выборе будущей профессии.

Особый акцент на сложившуюся ситуацию был сделан Зинченко Ю.П. на последнем съезде «Российского общества психологов» в Ростове-на-Дону, где среди приоритетных направлений деятельности была заявлена необходимость формирования положительного имиджа психолога.

Таким образом, возникает проблема нашего исследования - каков образ психолога в сознании современной молодежи. В исследовании принимали участие школьники 9-11 классов города Казани. Количество испытуемых - 62 человека. Диагностика проводилась при использовании: психосемантического метода множественных идентификаций В.Ф.Петренко. Этот метод позволяет установить степень близости различных образов, данная близость или дальность определяется коэффициентом корреляции. Также в исследовании была использована «методика диагностика межличностных отношений» Т. Лири, позволяющая выявить обобщенный образ психолога глазами школьника. В исследовании принимали участие 62 школьника старших классов города Казани.

При обработке данных было установлено следующее. Школьники образ «хороший психолог» с образами «мои родители» (r=0,8), «любимый учитель» (r=0,8), «интеллигентный человек» (r=0,8), «счастливая женщина» (r=0,75), что можно объяснить влиянием школы и образом школьного психолога, который зачастую в реалиях современной школы занимается общественной работой и преподавательской деятельностью, нежели осуществлением своих профессиональных обязанностей. Также сильные связи при обработке найдены с образами «преуспевающий бизнесмен» (r=0,7), «состоявшийся мужчина» (r=0,47), «богатый человек» (r=0,46). Наиболее вероятно, что такое восприятие образа формируется под влиянием СМИ и телевидения, где образ психолога соотносится с образом шоумена.

Образ «Я в будущей профессии» коррелирует с образами «любимый учитель» (r=0,8), «состоявшийся мужчина» (r=0,85), «хороший психолог» (r=0,8), «интеллигентный человек» (r=0,7), «мои родители» (r=0,7), «преуспевающий бизнесмен» (r=0,7) «счастливая женщина» (r=0,65), «богатый человек» (r=0,49). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о недеффиренцированности образов, что можно объяснить отсутствием когнитивной сложности сознания. Но нам представляется более правомерным иная интерпретация - школьники обладают достаточно смутными представлением о своей будущей профессии и еще не определились с профессиональным выбором, и связывают свой образ социально одобряемыми образами. Это подтверждается и слабой связью с образом «Я-сейчас» (r=0,1), то есть школьники, Образ «Я сейчас» «мои родители» (r=0,4), «хороший психолог» (r=0,3) «любимый учитель» (r=0,27), «счастливая женщина» (r=0,34), «интеллигентный человек» (r=0,27) - близость с образами, с которыми школьникам приходится контактировать в школе и семье. Связь с образами «состоявшийся мужчина» (r=0,2),«богатый человек» (r=0,49) объясняется культивированностью этих образов в современном обществе. При этом, школьники противопоставляют свой образ образам «Я в будущей профессии» (r=-0,1) «преуспевающий бизнесмен» (r=-0,06), что говорит о несформированно...

Другие файлы:

Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста
Организация внешкольного досуга для детей старшего школьного возраста посредством занятия КВНом. Приобщение школьников к интеллектуальной игре. Развит...

Влияние конкурсной программы "Мистер Х" на развитие творческих способностей школьников
Психолого-педагогические особенности детей старшего школьного возраста. Диагностика изучения творческих способностей и потребностей старшего школьного...

Влияние физических упражнений на степень близорукости детей старшего школьного возраста
Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений д...

Особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста
Память: понятие, виды, факторы. Индивидуальные различия запоминания у детей разных возрастных категорий. Физиологические особенности развития детей до...

Нарушения двигательной сферы детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Причины и формы умственной отсталости. Психическое развитие детей старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Принципы работы с молодыми люд...