Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста

Тип: практическая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Организация внешкольного досуга для детей старшего школьного возраста посредством занятия КВНом. Приобщение школьников к интеллектуальной игре. Развитие и закрепление творческих способностей, стимулирование творческой активности детей старшего возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста

Выполнила студентка Кострюкова Анна Евгеньевна

Проверила Кандидат педагогических наук,

доцент Литвинцева Галина Юрьевна

г. Санкт-Петербург

2014г

I. Актуальность темы

В основу своей работы я бы хотела вложить организацию внешкольного досуга для детей старшего школьного возраста посредством занятия КВНом.

Что же на самом деле кроют в себе эти три буквы? КВН - это и игра, и телепередача, и сценический и литературный жанр, и, между прочим, идеология, объединяющая тысячи людей. Есть, правда, чисто КВНовский ответ на этот вопрос: "КВН - это образ жизни". Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное свойство человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол путем последовательных интерполяций в конце концов родился Театр. Вы никогда не обращали внимание, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт "мастеров искусств"? А ведь это на первый взгляд более, чем странно, поскольку исполнительский уровень в первом случае априори заметно ниже. Разгадка - в соревновании. Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. А в конкурсе естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество - его "одноразовость" и, следовательно, принципиальная неповторимость. В этом смысле КВН - это "театр одного спектакля", театр, в котором всегда премьера! И плюс к тому, соревнование всегда подразумевает, что его участник стремится показать лучшее, на что он способен.

Клуб Весёлых и Находчивых появился на советском телевидении как телевизионная игра. Это был отечественный продукт, безусловно имеющий в своих истоках прототипы, но не имеющий аналога.

По прошествии полувека (а именно столько и существует эта игра) КВН вышёл за рамки телепроекта. Родилось движение КВН - одно из массовых и наиболее значимых социокультурных явлений в молодежной среде.

«Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду».

На данный момент на территории России и стран СНГ не существует ни одного движения, которое могло бы конкурировать с организованным движением КВН.

Можно обозначить КВН-явление как явление, характерное для молодежного сознания и захватывающего часть социальной практики молодежи, в особенности студенческой молодежи, которая и является основным «производителем» и «потребителем» КВН-продукции.

КВН это и вид эстрадного искусства - это симбиоз таких составляющих как: малые формы драматургии, вокальное искусство, музыка, хореография, цирк и др. с использованием изобразительно-зрелищных методов. Включает жанры: эстрадная миниатюра, театр представлений, капустник, авторская песня, пародия, клоунада, сатира, сарказм, скетч, частушки, вертеп. Можно смело сказать, что КВН сегодняшний - это вполне самостоятельный жанр сценического искусства имеющий свои довольно характерные законы.

В конце концов, движение КВН - это форма самовыражения молодых людей, чувствующих избыток жизненных сил и пока еще лишенных возможности применить их в реальной общественной деятельности. Марфин, М. Н. Что такое КВН?/ М. Н. Марфин, А. П. Чивурин . 2-е изд., доп. - М., 2002. - 107 с.

Итак, почему привлечение молодежи к КВНу как к проведению досуга актуально в наши дни?

Для начала, КВН - такой трудоемкий жанр, сравнить который можно, пожалуй, только с неким интеллектуальным цирком. Ведь придумать хорошую шутку неимоверно сложно, а КВНовский сценарий должен представлять собой сплошной «репризный ряд». Получается, что ты учишься создавать неожиданную, необычную, непредсказуемую ситуацию! С одной стороны может показаться, что для этого не требуется заоблачных знаний, но это не так. Поиск необычных образов, парадокс, тезис, антитезис и самостоятельный синтез! КВН, как и любой человек, развивается от простого - к сложному. То есть от тяжеловесной литературной репризы на острую тему, которую действительно можно было в значительной степени сконструировать, к литературной клоунаде, к "дурке", которую практически невозможно намеренно придумать, а можно, скорее, наговорить, насмеять, наиграть.

Во-вторых, занимаясь КВНом ты негласно приобщаешься к миру музыки. Здесь будет актуален знаменитый тезис Юлия Гусмана советский и российский кинорежиссёр, основатель и художественный руководитель 1-й Национальной премии Российской Академии кинематографических искусств -- премии «Ника», постоянный член жюри КВН, согласно которому, «если вас, видимо, по ошибке все-таки показывают по первому каналу телевидения между Рихтером и Пугачевой, то вы должны играть во всяком случае не хуже первого и петь не хуже второй...». В современном КВНе хорошее пение и достаточно профессиональное музыкальное сопровождение является абсолютно обязательным. Сущностью музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) - советский композитор, педагог, общественный деятель., является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.

В-третьих, КВН учит стилю и имиджу. И сразу же здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой - прототипных команд, которые выходят в классической форме и читают классические шутки, слишком много для того, чтобы создавать такую же команду. Зрителя нужно удивлять, но в жанровых рамках. В ход идет госпожа фантазия: у твоей команды может быть форма спортивок и вы можете выходить на сцену с семечками и кидать резкие шутки, а можете выйти в костюмах геометрических фигур и подавать «космические» шутки. Но в итоге смысл всего должен быть в том, что КВНовская драматургия должна быть как можно простой; это относится и к образам, и к ситуации, и, собственно, к сюжету.

В-четвертых, КВН - это само творчество! Многообразие конкурсов, заданных тем игры, предметов общественной жизни, которые можно высмеять - бесконечное множество. Это значит, что КВН позволяет тебе со сцены в шутливой форме высказывать свое мнение на любую политическую, экономическую, социальную тему. Ты сам выбираешь КАК ты это сделаешь, КАКИМИ средствами, ЗАЧЕМ ты это в принципе хочешь показать людям и тд.

Ну в конце концов, КВН учит дружить. Когда ты создаешь команду, то может возникнуть множество психологически несовместимых моментов или творческих концептуальных разногласий. Но главное, что у вас всех есть одна цель, ради которой вы готовы на все. И чтобы достигнуть абсолютного успеха, необходимо занимать все бюджетное и внебюджетное время своего досуга КВНом. И именно в это время твои сокомандники становятся тебе не просто «деловыми партнерами», а верными товарищами, когда зарождается «чувство плеча», а возможно вы даже находите свою любовь. Крапива, В. Лица и Лики/ Валентин Крапива. Интернет-издание. - М., 2010 г. - 55 с.

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПбГАК, 1997.

II. Характеристика аудитории

Период юности - это период самоопределения (15 до 17 лет). Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Существенно изменяется процесс мышления, становясь более критическим, способным к анализу и синтезу. Юноша располагает уже достаточно большим запасом знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведени...

Другие файлы:

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования
Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего до...

Влияние конкурсной программы "Мистер Х" на развитие творческих способностей школьников
Психолого-педагогические особенности детей старшего школьного возраста. Диагностика изучения творческих способностей и потребностей старшего школьного...

Особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста
Память: понятие, виды, факторы. Индивидуальные различия запоминания у детей разных возрастных категорий. Физиологические особенности развития детей до...

Влияние физических упражнений на степень близорукости детей старшего школьного возраста
Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений д...

Нарушения двигательной сферы детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Причины и формы умственной отсталости. Психическое развитие детей старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Принципы работы с молодыми люд...