Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- 1. Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания
- 1.1 Феноменология детско-родительских отношений
- 1.2 Классификация стилей семейного воспитания
- 2. Стили воспитания и их отражение на развитие ребенка
- 2.1 Личность ребенка и его воспитание в семье
- 2.2 Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка
- Резюме
- Литература
Введение
Тема о влиянии и роли стиля родительских отношений на эмоционально-личностное развитие личности ребенка и на его эмоциональное состояние по-прежнему остается актуальной. Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушение взаимоотношений между родителями и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.
Отношения между родителями и ребенком представляют собой особую среду, которая формирует и сопровождает личностное становление и развитие каждого участника процесса. Тема родительской позиции, несмотря на непосредственную близость к возрастной психологии, является значимой и фундаментальной в психологии личности и в социальной психологии. Тема "социальной ситуации развития", формирующей и влияющей на развитие ребенка, появилась и получила продолжение еще в отечественной психологии (Л. С Выготский, В.С. Мухина, М.Ю. Кондратьев и т.д.) [13].
Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер. Под родительским отношением понимается система, или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны, под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.
Однако, несмотря на достаточную разработанность изучения влияния стилей родительских отношений на личность и эмоциональную сферу ребенка, актуальность данной темы неоспорима, т.к. от того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.
Объект исследования - эмоционально-личностное развитие ребенка на разных возрастных этапах.
Предметом исследования является взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений.
Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально-личностного развития ребенка зависят от стиля семейных отношений.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты стилей родительского отношения в психолого-педагогической литературе,
2. выявить особенности влияния стиля семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, резюме и списка литературы.
1. Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания
1.1 Феноменология детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения представляют собой специфическую и многокомпонентную систему. Как известно, ребенок с первых месяцев осознает себя через отношения с родителями, и такое взаимодействие продолжается на протяжении всей жизни человека. Само по себе родительское отношение меняется с течением онтогенеза ребенка. Основным компонентом родительского отношения считается любовь к ребенку, формирующая доверительные отношения и определяющая удовольствие от общения с ним. При этом существует и обратная сторона этого отношения: требовательность и контроль, необходимые для воспитания социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе. Подобное разделение мы видим ещё на заре исследований родительского отношения: модель, предложенная Е.С. Шeфер и Р.А. Белл предполагает два основных фактора развития: - эмоциональный (любовь/ненависть) и поведенческий (автономия/контроль). Похожее разделение мы увидим, если будем подробнее разбирать более узкий и более распространенный термин - "родительская позиция", или "родительская установка" [54].
Понятие родительской позиции фигурирует в различных разделах психологии, но относится в первую очередь, на мой взгляд, к психологии развития и детско-родительским отношениям. В работе С.С. Жигалина [18] "Родительские позиции как система отношений родителя" мы видим выделенные автором особенности современного этапа исследования родительских позиций:
- отсутствие диалектического подхода к трактовке родительских позиций (их связи с другими видами позиций - жизненная, личностная, социально - ролевая);
- нечеткость в трактовке самого понятия "родительская позиция";
отсутствие общей классификации родительских позиций и слабое выделение специфики материнской и отцовской родительских позиций;
рассмотрение родительских позиций в статичном состоянии; - преобладание исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и отсутствием подобных исследований родителей подростков;
отсутствие моделей формирования родительских позиций.
К списку этих проблем можно добавить и проблему небольшого количества исследований родительской позиции в сфере специальной психологии. Но чтобы рассуждать о родительской позиции, необходимо определить это понятие, и как следствие выстроить связи этой позиции с другими, в том числе с жизненной и с личностной. В этой работе мы постараемся выстроить логический мост от общего понятия родительской позиции к особенностям родительских позиций в семьях, где есть дети с нарушениями развития.
Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в области детско-родительских отношений осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним" [46]. А.С. Спиваковская уточнила данное определение: по её мнению, родительские позиции - это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [44]. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки, которым соответствовали определенные типы поведения:
- принятие и любовь
- явное отвержение
- излишняя требовательность
- чрезмерная опека.
Каждый из вышеперечисленных типов поведения родителей в той или иной мере формирует личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что сначала в качестве центральной, "базовой" причины тревожности детей выделялись факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений "мать - ребенок". В середине XX века исследователи поставили в центр проблему психопатологии родителей. Дэвид Леви выделил в качестве главной причины детских психологических проблем материнскую гиперопеку. В тот же период Фрида Фромм-Райхманн ввела в психиатрию понятие "шизофреногенная мать", которое создавало образ агрессивной, отвергающей деспотичной матери, приводящей своих детей к шизофрении. Впоследствии акцент переместился с материнского и обще родительского "вредного" влияния на проблемы в интеракции между ребенком и его родителями или другими значимыми людьми. Таким образом, стала решаться проблема взаимоотношений в семье, что и привело к развитию современной семейной психотерапии [12].
Среди других работ на тему родительских позиций можно выделить работу А.С. Макаренко [19], который выделил понятие родительского авторитета, указав на две его формы: истинный и ложный авторитет. Ложный авторитет, неустойчивый по своей структуре, возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие, а истинный авторитет формируется, если родители отдают себе полный отчет в своих действиях и поступках. При этом Макаренко выделил следующие компоненты истинного авторитета: авторитет знания (информированность о жизни своего ребенка, об его интересах, друзьях и т.д.), авторитет помощи (помощь при затруднениях и одновременно предоставление возможности самому преодолевать их) и авторитет ответственности.
стиль семейное воспитание эмоциональный
Согласно концепции отношений В.Н. Мясищева, ядром личности является...
Взаимосвязь склонности к Интернет-аддикции с особенностями детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Изучение основных подходов к классификации детско-родительских отношений. Виды и общая характеристика зависимого поведения. Обзор особенностей психиче...
Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу ребенка
Формирование эмоций в онтогенезе. Эмоциональные особенности дошкольников, анализ нарушений. Типология детско-родительских отношений. Типы негармонично...
Социализация ребенка-дошкольника в семье
Сущность гармоничной социализации в процессе развития личности. Взаимосвязь статуса ребенка в детском коллективе со стилем детско-родительских отношен...
Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Анализ влияния детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Виды и физиологические механизым эмоцио...
Исследование детско-родительских отношений
Процесс становления личности ребенка, "истоки" ее социализации и воспитание. Проблема детско-родительских отношений. Стили родительского воспитания и...