Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Исследование детско-родительских отношений

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Процесс становления личности ребенка, "истоки" ее социализации и воспитание. Проблема детско-родительских отношений. Стили родительского воспитания и благополучие ребенка в семье. Исследование влияния родительской установки матери на развитие ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Cодержание

Введение

Глава 1.Теоретический анализ проблемы воспитания и детско-родительских отношений.

1.1 Проблема детско-родительских отношений

1.2 Стили родительского воспитания и благополучие ребёнка в семье

Глава 2.Исследование влияния родительской установки матери на развитие ребёнка

2.1 Описание методик, используемых в исследовании

2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье.

Выводы и рекомендации

Список литературы

Приложение

Введение

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная. В ней удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контакты с детьми, их воспитание, самореализация в детях. По отношению к обществу воспитательная функция семьи обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

В последние годы всё больше внимания стали уделять проблемам психологического здоровья общества. И совершенно естественно, что в рассмотрении данной проблемы особое внимание следует обратить на процесс становления личности, на «истоки» социализации, воспитание. Известно, что семья человека является первым и самым важным социальным институтом, основным «воспитателем». Все ценности, моральные принципы и установки личности закладываются родителями. И развитие здоровой, гармоничной личности возможно именно в «здоровой», счастливой, зрелой семье.

Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое состояние детей.

Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также как и дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. Неграмотность родителей в вопросах воспитания, психологическая незрелость родителей, незнание элементарных знаний о психике ребёнка - самые распространённые причины проблем воспитания. В различных семьях прослеживаются и различные стили родительского воспитания. Классификаций стилей воспитания много, но во всех них ярко прослеживаются два противоположных направления: авторитарное и индифферентное воспитание. Чаще других встречается именно авторитарное воспитание, характеризующееся высоким контролем, требовательностью, холодными отношениями между родителями и детьми. Дети в таких семьях обычно замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. Конфликты и проблемы в такой семье неизбежны и корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Актуальность данного исследования продиктована именно этими фактами, чтобы своевременно выявить ошибки воспитания, дать соответствующие рекомендации родителям и предотвратить возможные проблемы и конфликтные ситуации в семье.

Итак, объектом исследования являются детско-родительские отношения в семье с авторитарным стилем воспитания.

Предметом исследования являются отношения матери и ребёнка к семенной ситуации и к своим ролям и их влияние на воспитательный процесс и развитие ребёнка.

Целью исследования является своевременная диагностика и коррекция ошибок в воспитании, предотвращение конфликтных и проблемных ситуаций в процессе воспитания ребёнка.

В связи с вышеперечисленным, была сформирована гипотеза. Предположение заключается в том, что авторитарный стиль в воспитании с типичными для него чрезмерным вмешательством в личное пространство ребёнка, подавлением его воли, завышенными требованиями к ребёнку, является причиной повышенной тревожности, агрессивности и подавленности, заниженной самооценки и отсутствием самостоятельности ребёнка.

Глава 1.Теоретический анализ проблемы воспитания и детско-родительских отношений

1.1 Проблема детско-родительских отношений

К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие авторы, такие как Ю. Гиппенрейтер, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др., но чаще всего психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи.

Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, следует обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, слабо поддающиеся коррекции в подростковом возрасте, и тем более у взрослого человека.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребёнка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее:

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.

2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Эти факторы социальной среды воздействуют на семью по-разному: одни оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на неё дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, её членов и окружения.

Познание факторов их порождающих, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт общения детей в семье, оздоровить её микросреду. К этим факторам относятся: «образ мыслей» семьи, «образ общения» семьи, отношение социальной среды к семьям, традиции нации, народности, края (места) проживания семьи, традиции семьи, интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, предрасположенность к полу ребёнка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребёнка, установки супругов на воспитание детей и уровень притязаний родителей к ребёнку.

Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания её членов и т. п.

Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педаг...

Другие файлы:

Тренинг коррекции детско-родительских отношений
Цели, задачи и тактика коррекционной работы. Исследование структуры взаимоотношений родителя и ребенка, воспитание умения бесконфликтного взаимодейств...

Консультация взрослых по проблемам детско-родительских отношений
Общая характеристика, особенности и задачи консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Сотрудничество как тип родительского отношения....

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников
Социально-психологическая характеристика детско-родительских отношений. Особенности развития личности ребенка и описание основных стилей родительского...

Влияние детско-родительских отношений на развитие личностных проблем подростка
Семья как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, ее позитивное и негативное влияние. Проблемы взаимоотношений подростка...

Зависимость формирования познавательных способностей от детско-родительских отношений в семье
Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений в семье на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста. Тес...